doc_act

ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011 Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Ч. 4. Рабочая среда кабины

  Скачать документ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р ИСО
16121-4-2011

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Требования крабочему месту водителя автобуса




Часть 4

Рабочая среда кабины

ISO 16121-4:2011
Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service
buses - Part 4: Cabin environment
(IDT)

Москва
Стандартинформ
2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004«Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»




Сведения о стандарте

1. ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 668-ст

4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-4:2011 «Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 4. Рабочая среда кабины» (ISO 16121-4:2011 «Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 4: Cabin environment»).




Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004(подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - вежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ




1. Область применения. 3

2. Нормативные ссылки. 3

3. Термины и определения. 3

4. Климатические условия и вентиляция. 4

5. Шум внутри транспортного средства. 5

Приложение А (справочное) Рекомендуемые рабочие характеристики системы отопления. 5

Приложение В (справочное) Рекомендуемые рабочие характеристики типового воздушного фильтра кабины.. 6

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам) 6

Библиография. 7

Введение

Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, способствует увеличению физического и умственного напряжения водителя.




В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2] - [6]).

Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).

Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).

Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Требования к рабочему месту водителя автобуса

Часть 4

Рабочая среда кабины

Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver. Part 4. Cabin work environment

Дата введения - 2012-12-01

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам среды в кабине автобуса.




Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО5128 Акустика. Измерение шума внутри автомобилей(ISO 5128, Acoustics; Measurement of noise inside motor vehicles)

ИСО6549 Транспорт дорожный. Процедура определения точек Н иR (ISO 6549, Road vehicles - Procedure for H- and R-point determination)

ISO/TS 11155-1 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 1. Испытание на фильтрацию частиц(ISO/TS 11155-1, Road vehicles - Air filters for passenger compartments. Part 1: Test for particulate filtration)

ИСО 11155-2 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 2. Испытание на фильтрацию газов(ISO 11155-2, Road vehicles - Air filters for passenger compartments - Part 2: Test for gaseous filtration)

ИСО 16121-2:2011 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность(ISO 16121-2:2011, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 2: Visibility)




SAE J381 Методика испытания систем обогрева ветрового стекла и требования к эксплуатационным характеристикам. Грузовые автомобили, автобусы и транспортные средства многоцелевого назначения(SAE J381, Windshield Defrosting Systems Test Procedure and Performance Requirements Trucks, Buses and Multipurpose Vehicles)

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.

3.2тестовый объем расхода воздуха (test air flow rate): Средний объем воздуха, проходящий через фильтр в единицу времени (в м3/ч).

3.3 коэффициент эффективности или проницаемости (фильтра) (efficiency or penetration): Относительное количество загрязняющего вещества, удаленного с помощью фильтра.

Коэффициент эффективности = (С1 - С2)/(С1),

где С1 - концентрация загрязняющих веществ на входе фильтра;

С2 - концентрация загрязняющих веществ на выходе фильтра;

Коэффициент проскока = 1 - Коэффициент эффективности.

3.4 начало отсчета времени, t0(time zero, t0): Расчетная нулевая точка, определяемая по кривой увеличения объема проскока газа в единицу времени.

Примечание - Более подробная информация приведена в ИСО 11155-2.

4. Климатические условия и вентиляция

4.1. Основные требования

Конструкция кабины и системы регулирования климатических условий должна обеспечивать в кабине условия, приемлемые для подавляющего большинства водителей, работающих в условиях, типичных для региона.

Обычная система должна включать отопление и вентиляцию воздуха с возможностью включения дополнительного отопления или кондиционирования, позволяющих создать необходимую рабочую среду.

Регулировка климатических условий и вентиляции в кабине водителя не должна зависеть от регулировки условий в пассажирском отделении.

4.2. Климатические условия в кабине водителя

4.2.1. Отопление

Комфортная внутренняя температура и время, необходимое для достижения этой температуры, в большой степени зависят от наружной температуры и климатических условий региона, где эксплуатируется транспортное средство. Поэтому внутренние климатические условия в транспортном средстве являются предметом соглашения между заказчиком и изготовителем1).

_____________

1 Параметры микроклимата в кабине водителя должны соответствовать требованиям Санитарных правил по гигиене труда водителя.

В приложении А приведены рекомендации по рабочим характеристикам системы отопления.

4.2.2. Кондиционирование воздуха (при наличии)

Заказчик и изготовитель должны рассмотреть вопрос о пригодности системы кондиционирования воздуха для поддержания комфортных условий в кабине водителя с учетом условий окружающей среды. Если системы кондиционирования нужны как в кабине водителя, так и в салоне автобуса и их обслуживает один компрессорный и конденсаторный узел, то управление кондиционированием в этих областях должно осуществляться при помощи отдельных воздуховодов.

В приложении А приведены рекомендации по характеристикам климатических условий.

4.3. Вентиляция

4.3.1. Вентилятор должен иметь как минимум три скоростных режима.

4.3.2. Необходимо предусмотреть дополнительные регулируемые воздушные сопла для направления воздушных потоков в сторону водителя. Воздушный поток должен быть таким, чтобы при необходимости сопла можно было закрыть.

4.4. Оттаивание и предотвращение запотевания ветрового стекла

4.4.1. Система размораживания и предотвращения запотевания ветрового стекла должна обеспечивать чистоту обзора спереди и по бокам при вождении. Особые измерения и требования к рабочим характеристикам необходимо выполнять в соответствии с SAE J381.

4.4.2. Необходимо уделить внимание предотвращению запотевания окна, предназначенного для обеспечения обзора сбоку в соответствии с п. 4.2 ИСО 16121-2.

4.5. Качество воздуха

Необходимо, чтобы рабочее место водителя можно было обдувать либо наружным воздухом, либо воздухом кабины. Особые требования к рабочим характеристикам должны быть согласованы между заказчиком и изготовителем1). В приложении Вприведен обзор типовых критериев рабочих характеристик, измеренных в соответствии с ISO/TS 11155-1 и ИСО 11155-2.

______________

1) Параметры микроклимата в кабине водителя должны соответствовать требованиям Санитарных правил по гигиене труда водителя.

5. Шум внутри транспортного средства2)

______________

2) При применении настоящего стандарта следует помнить, что на территории Российской Федерации в области охраны труда приоритетными являются государственные нормативные требования.

5.1 Чтобы снизить до минимума воздействие на водителя шума на рабочем месте, необходимо выполнить следующие требования.

5.1.1 Шум при движении с постоянной скоростью Leq (замеренный в течение двух минут) на скорости 50 км/ч не должен превышать 70 дБ(А) на высоте уха водителя (метод измерения в соответствии с ИСО 5128). Уровень шума в неподвижном транспортном средстве или при движении на холостом ходу должен быть менее 60 дБ(А).

5.1.2 Уровень шума вентилятора в режиме минимальной производительности должен быть не более 55 дБ(А) на высоте уха водителя. Уровень шума вентилятора при выключенном двигателе в режиме средней производительности (обдув ветрового стекла для предотвращения запотевания) должен быть не более 65 дБ(А).

5.2 Необходимо избегать шумов с раздражающими и неприятными тональными характеристиками (грохота, скрежета, скрипа и т.д.).

Приложение А
(справочное)

Рекомендуемые рабочие характеристики системы отопления

А.1 Необходимая температура должна быть достижима при обычной эксплуатации в регионе с мягким климатом (например, Западной Европе), где средняя температура находится в пределах от -10 °С до + 25 °С.

А.2 Температура области вокруг водителя, когда сиденье находится в своем самом заднем верхнем положении, должна регулироваться в диапазоне по крайней мере от 18 °С до 25 °С. Это условие должно быть выполнено через 30 мин после запуска системы отопления при работающем двигателе и измерении в точке Н, определенной в соответствии с ИСО 6549.

А.3 Распределение температуры должно быть таким, чтобы в области головы она была на 1 °С - 3 °С ниже, чем в области ног при измерении температуры в точке V и в пяточной точке педали газа.

А.4 После того как достигнута заданная температура, должна быть возможность поддерживать ее при скорости движения воздуха 0,2 м/с рядом с областью тела. При необходимости следует предпринять специальные меры для предотвращения доступа воздуха снаружи автобуса при открытой передней двери, например, с помощью:

- высокой двери кабины, чтобы защитить область бедер водителя;

- вытяжки над дверью кабины;

- теплой воздушной завесы или специальных сопел теплого воздуха в области двери.

А.5 После того как достигнута заданная температура, необходимо обеспечить температуру всех соседних поверхностей более 15 °С (за исключением всех наружных окон).

Приложение В
(справочное)

Рекомендуемые рабочие характеристики типового воздушного фильтра кабины

В.1 Эффективность фильтрации частиц

Воздушные фильтры кабины (если они установлены) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации частиц, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200 м3/ч и измерении в соответствии с ISO/TS 11155-1.

Таблица В.1 - Рекомендуемая эффективность фильтрации частиц

Размер частицы, мкм

Пределы эффективности, %

0,5 - 1,0

> 30

1,0 - 2,0

> 42

2,0 - 3,0

> 66

3,0 - 5,0

> 84

5,0 - 10,0

> 90

В.2 Эффективность фильтрации газов

Воздушные фильтры кабины (если они установлены и пригодны для удаления газа) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации газов, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200 м3/ч и измерении в соответствии с ИСО 11155-2.


Таблица В.2 - Рекомендуемая эффективность фильтрации газов

Газ, время (мин)

Пределы эффективности фильтрации газов, %

n-Бутан, t0

> 75

n-Бутан, 5 мин

> 20

Толуол, t0

> 75

Толуол,5 мин

> 70

so2, t0

> 75

SO2, 5 мин

> 60

Приложение ДА
(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
(и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 5128:1980

-

*

ИСО 6549:1980

NEQ

ГОСТ 28261-89 «Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров»

ISO/TS 11155-1:2001

*

ИСО 11155-2:2009

*

ИСО 16121-2:2011

IDT

ГОСТ ИСО 16121-2-2011 «Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность»

SAE J381 (2009)

-

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

- IDT - идентичные стандарты;

- NEQ - неэквивалентные стандарты.


Библиография

[1]

VDV 234, Drivers workplace in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany

[2]

TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines - summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997

[3]

STRP Report # 6, Ergonomic study of the drivers workstation in urban buses, Canadian Urban Transit Association

[4]

NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999

[5]

Swedish Road and Transport Research Institute, Drivers Cab in Buses, Phase 3: Field tests - summary

[6]

Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000

Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, климатические условия, вентиляция, отопление, качество воздуха, шум, фильтрация частиц, фильтрация газов




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика