ГОСТ 4.380-85 СПКП. Суда прогулочные. Номенклатура показателей |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ГОСТ 4.380-85
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСОЮЗА ССР
Система показателей качества продукции СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ Номенклатура показателей Product-quality index system. Pleasure crafts. Index nomenclature |
ГОСТ |
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 декабря 1985 г. № 4275 срок действия установлен
с 01.01.87
без ограничения
Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества прогулочных судов, включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению развития этой группы, государственные стандарты общих технических требований (ГОСТ ОТТ), а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ) и карты технического уровня и качества продукции (КУ).
Коды продукции, входящие в группу однородной продукции по ОКП: 74 4100, 74 4300, 74 4500.
1.1. Номенклатура показателей качества прогулочных судов и характеризуемые ими свойства приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование показателя качества |
Обозначение показателя качества |
Наименование характеризуемого свойства |
||
1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ |
||||
1.1. Показатель соответствия оптимальному ассортименту |
Н |
Потребность населения и других потребителей |
||
1.2. Показатели функциональные и технической эффективности |
||||
1.2.1. Показатель функциональной эффективности |
Э |
|||
1.2.2. Показатель климатического исполнения |
К |
Пригодность к эксплуатации в различных климатических зонах |
||
1.2.3. Расчетная высота волны, м |
М |
Мореходность |
||
1.2.4. Универсальность |
У |
Диапазон условий и возможностей использования и наличия дополнительных функций |
||
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ |
||||
2.1. Средний срок службы (ГОСТ 27.002-83), год |
Дв |
Долговечность |
||
2.2. Среднее время восстановления (ГОСТ 27.002-83) |
Кд |
Ремонтопригодность |
||
2.3. Средняя наработка до отказа (ГОСТ 27.002-83), ч |
Б |
Безотказность |
||
3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ТОПЛИВА |
||||
3.1. Удельный расход топлива |
Ээ |
Эксплуатационная экономичность |
||
3.2. Коэффициент использования материалов |
Ки.м |
Расход материальных ресурсов |
||
4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||||
4.1. Показатель удобства эксплуатации |
Уэ |
Удобство выполнения основных и вспомогательных операций |
||
4.2. Показатель комфортабельности |
с |
Приспособленность для отдыха пассажиров |
||
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||||
5.1. Показатель информационной выразительности, балл |
и |
Информационная выразительность |
||
5.2. Показатель рациональности формы, балл |
рф |
Рациональность формы |
||
5.3. Показатель композиционной целостности, балл |
Ц |
Композиционная целостность |
||
5.4. Показатели совершенства производственного исполнения |
||||
5.4.1. Качество наружной поверхности |
ч |
|||
5.4.2. Чистота выполнения контуров, мм |
Чк |
Величина местных нарушений формы корпуса |
||
6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ |
||||
6.1. Удельная материалоемкость (ГОСТ 14.205-83), м3/кг |
Ме |
Рациональность конструкции |
||
6.2. Удельная энергоемкость (ГОСТ 14.205-83), кг/(кВт?ч) |
Эе |
|||
6.3. Удельная себестоимость, кг/руб. |
Сс |
|||
6.4. Удельная трудоемкость (ГОСТ 14.205-73), кг/нормо-ч |
Те |
|||
7. ПОКАЗАТЕЛЬ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ |
||||
7.1. Показатель транспортабельности, кг |
Т |
Удобство транспортабельности в период эксплуатации |
||
8. ПОКАЗАТЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ |
||||
8.1. Коэффициент применяемости (ГОСТ 23945.2-80) |
Кпр |
|||
9. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||||
9.1. Показатель патентной защиты |
Пп.з |
|||
9.2. Показатель патентной чистоты |
Пп.ч |
|||
9.3. Показатель территориального распространения |
Тр |
|||
10. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
||||
10.1. Показатель вредных выбросов |
в |
Загрязнение окружающей среды |
||
11. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ |
||||
11.1. Показатель непотопляемости |
Нп |
Непотопляемость |
||
11.2. Показатель остойчивости |
О |
Остойчивость |
||
12. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
||||
12.1. Удельная лимитная цена, кг/руб. |
Лц |
Стоимость |
||
Примечания:
1. Основные показатели качества прогулочных судов выделены жирным шрифтом.
2. Пояснения к расчету показателей качества прогулочных судов приведены в справочном приложении.
2.1. Перечень основных показателей качества:
показатель функциональной эффективности;
показатель совершенства производственного исполнения;
удельная материалоемкость;
удельная лимитная цена;
2.2. Применяемость показателей качества прогулочных судов включаемых в ТЗ на НИР, ГОСТ ОТТ, в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, ТЗ на ОКР, ТУ, КУ, приведена в табл. 2.
Таблица 2
Номер показателя по табл. 1 |
Применяемость прогулочных судов |
Область применения показателя |
||||||||||||
Гребные лодки |
Моторные лодки |
Катера |
Парусные и парусно-моторные суда |
Плавучие дачи |
Прогулочные байдарки |
Каяки, каноэ |
Виндсерферы |
Водные велосипеды |
ТЗ на НИР, ГОСТ ОТТ |
Стандарты (кроме ГОСТ ОТТ) |
ТЗ на ОКР |
ТУ |
КУ |
|
1.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
± |
1.2.1 |
- |
+ |
+ |
- |
± |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
± |
± |
± |
1.2.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
± |
- |
+ |
+ |
1.2.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
± |
± |
± |
± |
1.2.4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
2.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.3 |
± |
+ |
+ |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
± |
± |
3.1 |
- |
+ |
+ |
- |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
± |
3.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
4.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
± |
± |
± |
+ |
4.2 |
± |
± |
± |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
± |
|
5.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
5.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
5.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
5.4.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
5.4.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
6.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
6.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
6.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
6.4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
7.1 |
+ |
± |
- |
± |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
8.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
9.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
9.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
9.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
10.1 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
11.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
± |
+ |
+ |
+ |
11.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
12.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Справочное
1. Показатель соответствия оптимальному ассортименту П рассчитывают по формуле
где Пп - число прогулочных судов данной модели, на которое заключены договоры на поставку с предприятием;
Пт - то же, по группировке, в которую включена данная модель.
2. Показатель функциональной эффективности при оценке моторных судов Э рассчитывают по формуле
где D - полное водоизмещение, кг;
v - скорость, км/ч;
Nр - рекомендованная мощность двигателя, кВт (для катеров - установленная мощность);
п - значение перегрузок в районе мидель-шпангоута при ходе судна в полном водоизмещении с мотором рекомендованной (установленной) мощности на расчетном волнении в долях g.
Для судов с водоизмещающими обводами п принимается равным 1.
3. Значение показателя климатического исполнения К принимают: для эксплуатации в пресной воде - 1,5; в морской воде - 2; в тропиках - 3.
4. Расчетную высоту волны М принимают для гребных и моторных судов по ГОСТ 19105-79, для прочих - по нормативно-технической документации.
5. Универсальность У рассчитывают по формуле
где В - число вариантов назначения, использования, транспортирования и хранения для данного судна;
Примечание. Возможные варианты назначения, использования, транспортирования и хранения: с веслами, парусом, мотором; для туризма, охоты, рыбной ловли, буксировки воднолыжника, водных прогулок, хозяйственной деятельности; транспортирование на верхнем или заднем багажнике легкового автомобиля; возможность хранения в подсобных помещениях стандартного городского жилья.
6. Средний срок службы Д принимают равным установленному в нормативно-технической документации.
7. Среднее время восстановления Кдпринимают по протоколу приемки опытного образца.
8. Среднюю наработку до отказа Б принимают по протоколу приемки опытного образца и ТУ.
9. Удельный расход топлива Ээ рассчитывают при оценке моторных судов по формуле
где D - полное водоизмещение, кг;
A - расход топлива на 100 км при полной скорости, с мотором рекомендованной (установленной) мощности, кг.
10. Коэффициент использования материалов Ки.м рассчитывают по формуле
где М - масса судна с оборудованием и снабжением, кг;
Мм- масса материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, использованных для изготовления судна, кг.
11. Показатель удобства эксплуатации Уэ принимают равным числу элементов устройств, оборудования и снабжения, оговоренных в нормативно-технической документации.
12. Показатель комфортабельности С рассчитывают по формуле
где См - число спальных мест (штатных или трансформируемых из раскладных сидений);
п - пассажировместимость.
13. Числовые значения эстетических показателей И, Рф и Ц устанавливают специалисты головной организации по технической эстетике.
14. Качество наружной поверхности Ч рассчитывают по формуле
где Б - блеск поверхности (на прямолинейных участках) по прибору ФБ-2, %;
Вк- число инородных включений на 0,01 м2 поверхности.
15. Показатель чистоты выполнения контуров Чк условно принимают равным обратной величине местного нарушения формы обшивки, мм.
16. Удельную материалоемкость Мерассчитывают по формуле
где L - наибольшая длина судна, м;
В - наибольшая ширина судна, м;
Н - высота борта судна на миделе, м;
L1 - длина каюты, м;
В1 - ширина каюты, м;
H1 - высота каюты, м;
М - масса судна с оборудованием и снабжением по верхнему предельному отклонению, кг.
17. Удельную энергоемкость Эе рассчитывают по формуле
где М - масса судна с оборудованием и снабжением, кг;
Эн - общие затраты всех видов энергии на изготовление одного судна, кВт?ч.
18. Удельную себестоимость Сс рассчитывают по формуле
где М - масса судна с оборудованием и снабжением, кг;
Е - полная себестоимость, руб.
19. Удельную трудоемкость Терассчитывают по формуле
где М - масса судна с оборудованием и снабжением, кг;
Тр - трудоемкость, нормо-ч.
20. Показатель транспортабельности Т для судов, приспособленных к транспортированию в серийно выпускаемых автомобилях, принадлежащих гражданам, рассчитывают по формуле
где М1 - масса судна, возимая на верхнем багажнике, кг;
М2 - масса сборочных единиц сверх допускаемой нормативно-технической документации на автомобиль к перевозке на верхнем багажнике, возимая в заднем багажнике и салоне, кг.
21. Коэффициент применяемости Кпррассчитывают по формуле
Кпр = Пс + 1,
где Пс - число типоразмеров стандартизованных, унифицированных и заимствованных комплектующих изделий, примененных на судне.
22. Показатель патентной защиты Пп.з рассчитывают по формуле
Пп.з = Ас + 1,
где Ас - число авторских свидетельств, включая свидетельство на промышленный образец, на узлы и составные части судна.
23. Показатель патентной чистоты Пп.ч рассчитывают по формуле
где Лн - число стран экспорта, где не обеспечена патентная чистота.
24. Показатель территориального распространения Тр рассчитывают по формуле
Тр= Л + 1,
где Л - число стран экспорта.
25. Значение показателя вредных выбросов В для моторных лодок, катеров и плавдач принимают по нормативно-технической документации на рекомендованный подвесной лодочный мотор или установленный катерный двигатель.
26. Показатель непотопляемости Нпрассчитывают по формуле
где Зп - запас плавучести, кг;
Г - грузоподъемность, кг.
27. Показатель остойчивости О рассчитывают по формуле
где Мн - кренящий момент, соответствующий размещению грузов при проверке остойчивости по ГОСТ 19105-79 и ГОСТ 19356-79, кг;
Мз- кренящий момент, соответствующий углу заливания, Н?м.
Для парусных судов с самоотливным кокпитом
где Мз - кренящий момент при угле крена, равном 90°, Н?м;
D - полное водоизмещение, кг.
28. Удельную лимитную цену Лц рассчитывают по формуле
где М - масса судна с оборудованием и снабжением, кг;
Ц - розничная (оптовая) цена, руб.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Номенклатура показателей качества прогулочных судов. 1 2. Применяемость показателей качества прогулочных судов. 3 3. Приложение Пояснение к расчету показателей качества прогулочных судов |