doc_act

ГОСТ Р 52724-2007 Системы управления окружающей средой. Общие указания по по уничтожению химического оружия

Реклама

  Скачать документ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 52724-2007 Системы управления окружающей средой. Общие указания по по уничтожению химического оружия

национальный
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52724-2007

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Общие руководящие указания по созданию,
внедрению и обеспечению функционирования
на объектах по уничтожению химического оружия



Реклама

Москва

Стандартинформ

2007

Предисловие



Реклама

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля «Инверсия» и Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия

2 ВНЕСЕН Управлением метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июня 2007 г № 127-ст



Реклама

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом ин формационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Содержание

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Общие руководящие указания

3 1 Общие положения

3.2 Экологическая политика

3.3 Создание системы управления окружающей средой

3.4 Внедрение и обеспечение функционирования системы управления окружающей средой

3.5 Мониторинг и измерения

3.6 Анализ со стороны руководства

Введение

Стандарты, распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые в сочетании с другими элементами административного управления могут содействовать организациям в достижении экологических и экономических целей



Реклама

Настоящий стандарт, разработанный на основе ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» и ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования», содержит общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования систем управления окружающей средой на объектах по уничтожению химического оружия Модель системы показана на рисунке 1. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями указанных объектов, особенно высшим руководством. Такого рода система дает руководству объекта возможность устанавливать процедуры и оценивать их эффективность, для того чтобы сформулировать свою экологическую политику и целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия.

ГОСТ Р 52724-2007 Системы управления окружающей средой. Общие указания по по уничтожению химического оружия

Рисунок 1 - Модель системы управления окружающей средой

Создание и внедрение систем управления окружающей средой на объектах по уничтожению химического оружия способствуют эффективному выполнению ответственными должностными лицами основных задач и требований по обеспечению безопасности граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия.

ГОСТ Р 52724 -2007



Реклама

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования
на объектах по уничтожению химического оружия

Environmental management systems. General guidelines on creation, introduction and supporting techniques
at the chemical weapons destruction facilities

Дата введения - 2008 -02 -01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы управления окружающей средой и устанавливает указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования этих систем на объектах по уничтожению химического оружия. Настоящий стандарт предназначен для оказания помощи руководству названных объектов в формировании экологической политики и целевых экологических показателей с учетом требований законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих воздействие на окружающую среду. Стандарт применим к тем экологическим аспектам, которые объект может контролировать и на которые он предположительно может оказывать влияние.



Реклама

Применение настоящего стандарта объектами по уничтожению химического оружия (далее - объект) позволит этим объектам:

а) внедрить, поддерживать и улучшать систему управления окружающей средой;

б) удостовериться в собственном соответствии сформулированной экологической политике;

в) продемонстрировать это соответствие другим;

г) добиться сертификации своей системы управления окружающей средой;



Реклама

д) самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему стандарту и заявить об этом соответствии.

Степень применения настоящего стандарта зависит от таких факторов, как экологическая политика объекта, характер его деятельности и условия, в которых этот объект функционирует.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1

Постоянное улучшение - процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Примечание - Этот процесс не обязательно происходит одновременно во всех сферах деятельности.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.1]

2.2

Окружающая среда - внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие.

Примечание - В данном контексте под понятием «внешняя среда» подразумеваются понятия от «среда в пределах организации» до «глобальная система».

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.2]

2.3

Экологический аспект - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание - Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.3]

2.4

Воздействие на окружающую среду - любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.4]

2.5

Система управления окружающей средой - часть обшей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.5]

2.6

Аудит системы управления окружающей средой - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.6]

2.7

Экологическая политика - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.9]

2.8

Целевой экологический показатель - общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, которого организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.7]

2.9

Плановый экологический показатель - детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.10]

2.10

Экологическая эффективность (характеристики экологичности) - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.8]

2.11

Заинтересованная сторона - отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в экологической эффективности организации или на которые эта эффективность воздействует.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.11]

2.12 объект по хранению химического оружия: Совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению.

2.13 объект по уничтожению химического оружия: Совокупность специально выделенной и охраняемой территории и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений, предназначенных для уничтожения химического оружия, в том числе для утилизации и/или захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.



Реклама

2.14 уничтожение химического оружия: Процесс необратимого преобразования токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, оборудования в целях приведения в состояние, непригодное для использования в качестве химического оружия.

2.15 химическое оружие; ХО: В совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств.

2.16 токсичный химикат; ТХ: Любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать летальный исход, временный инкапаситирующий эффект или причинить постоянный вред человеку или животным.

Примечание - Сюда относятся все такие химикаты независимо от их происхождения или способа их производства и независимо от того, произведены ли они на объектах, находятся в боеприпасах или где-либо еще

2.17

Предотвращение загрязнения - использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.

Примечание - Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являются уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.

[ГОСТ Р ИСО 14001-98, пункт 3.13]

3 Общие руководящие указания

3.1 Общие положения

3.1.1 При создании и внедрении системы управления окружающей средой (далее - СУОС) для обеспечения ее функционирования руководство объекта должно придерживаться следующих принципов:

Принцип 1. Обязательства и политика

Руководство объекта должно определить экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении СУОС.

Принцип 2. Планирование

Руководство объекта должно сформировать план реализации экологической политики.

Принцип 3 Реализация

Руководство объекта должно создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для реализации своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.

Принцип 4. Измерение и оценивание

Руководство объекта должно измерять, контролировать и оценивать экологическую эффективность своей деятельности.

Принцип 5. Анализ и улучшение

Руководство объекта должно анализировать и постоянно улучшать СУОС для повышения экологической эффективности своей деятельности

3.1.2 СУОС является частью общей системы административного управления объекта, которая должна быть постоянно контролируемой и периодически анализируемой, для того чтобы обеспечить эффективное управление природоохранной деятельностью объекта в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних факторов.

Каждый служащий объекта должен нести ответственность за улучшение в области охраны окружающей среды.

Внедрение СУОС должно привести к повышению экологической эффективности деятельности и экологической безопасности объекта.

3.1.3 Руководство объекта должно периодически анализировать и оценивать СУОС, чтобы выя вить возможности для ее улучшения и пути их реализации.

Улучшения в СУОС должны в результате привести к дополнительному повышению экологической эффективности и экологической безопасности объекта.

3.1 4 СУОС является средством, позволяющим руководству объекта достичь того уровня экологи ческой эффективности деятельности, который оно само установит, и систематически контролировать его.

Создать и внедрить СУОС можно в рамках всего объекта, его отдельной функциональной единицы или отдельных видов деятельности.

3.1.5 СУОС должна позволить руководству объекта:

а) определить экологическую политику, соответствующую деятельности объекта;

б) идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности объекта, видов его продукции и/или отходов, для того чтобы определить существенные воздействия на окружающую среду;

в) идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и нормативных документов;

г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели;

д) разработать организационную схему и программу для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей;

е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующим действиям, аудиту и анализу с целью обеспечить как соответствие СУОС установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне;

ж) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

3.2 Экологическая политика

3.2.1 Руководство должно определить экологическую политику объекта и обеспечить, чтобы эта политика:

а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности объекта, его продукции и/или отходов;

б) включала в себя обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

в) включала в себя обязательство в отношении соответствия действующему природоохранному законодательству, требованиям регламентов, а также другим требованиям, с которыми руководство и персонал объекта согласились;

г) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

д) была документально оформлена, внедрена, поддержана на соответствующем уровне, а также доведена до сведения всего персонала;

е) была доступна для заинтересованных сторон.

3.2.2 Экологическая политика должна быть основой внедрения и улучшения СУОС для поддержания и потенциального повышения экологической эффективности деятельности объекта.

Экологическая политика должна отражать обязательства руководства соблюдать принятые законы и постоянно улучшать СУОС.

3.2.3 В соответствии с экологической политикой руководство объекта устанавливает свои целевые и плановые экологические показатели.

3.2.4 Экологическая политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять все заинтересованные стороны. Экологическую политику следует периодически анализировать и пересматривать, для того чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию.

Область применения экологической политики должна быть точно идентифицируемой.

3.3 Создание системы управления окружающей средой

3.3.1 При создании СУОС на объекте необходимо осуществить планирование деятельности в этой системе.

Элементы СУОС, связанные с планированием, включают в себя:

- идентификацию экологических аспектов и оценку связанных с ними воздействий на окружающую среду;

- идентификацию требований законодательных актов и нормативных документов;

- экологическую политику;

- собственные критерии экологической эффективности;

- целевые и плановые экологические показатели;

- планы действий по охране окружающей среды и программу (программы) управления ею.

3.3.2 На первом этапе планирования на объекте необходимо установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) идентификации экологических аспектов деятельности объекта, его продукции и/или отходов, которые он может контролировать и на которые он предположительно может влиять, с целью определить важные экологические аспекты.

Экологические аспекты следует определять с учетом входной и выходной информации, связанной с настоящими и соответствующими предшествующими видами деятельности, продукцией и/или отхода ми объекта.

Идентификация экологических аспектов является постоянным процессом, который определяет прошлое, настоящее и потенциально возможное (положительное или отрицательное) воздействие объекта на окружающую среду.

Необходима гарантия того, что важные экологические аспекты приняты во внимание при определении целевых экологических показателей объекта.

Эту информацию следует постоянно актуализировать.

3.3.3 Первоначально следует с помощью анализа определить свою истинную позицию относительно окружающей среды. Целью анализа должно быть рассмотрение всех экологических аспектов деятельности объекта в качестве основы для создания СУОС

Анализ должен охватывать четыре ключевые области;

а) идентификацию требований законодательных актов и нормативных документов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

б) выявление важных экологических аспектов;

в) изучение всех принятых методов и процедур управления окружающей средой;

г) оценку информации, поступившей по обратной связи от заинтересованных сторон в результате исследования предшествующих событий.

Во всех случаях следует уделять внимание штатным и нештатным рабочим условиям на объекте, а также потенциальным аварийным ситуациям.

Устанавливаемый подход к анализу может включать в себя составление контрольных перечней вопросов, интервью, непосредственные проверки и измерения, обсуждение результатов предшествующих аудитов или других анализов в зависимости от характера деятельности объекта.

3.3.4 В процессе выявления важных экологических аспектов, связанных с деятельностью функциональных элементов объекта, необходимо рассмотреть:

а) выбросы в атмосферный воздух;

б) сбросы в воду и почву;

в) удаление и очистку сточных вод;

г) образование и утилизацию отходов;

д) использование сырья и природных ресурсов;

е) другие локальные экологические и связанные с ними общественные проблемы.

В этом процессе следует рассматривать условия штатного режима работы, условия останова и пуска оборудования, а также потенциально возможные значительные воздействия, связанные с обоснованно прогнозируемыми аварийными ситуациями.

3.3.5 Вторым этапом планирования СУОС является установление на объекте и поддержание в рабочем состоянии процедуры идентификации требований законодательных актов, требований технических регламентов и других требований, непосредственно касающихся экологических аспектов его деятельности, продукции и/или отходов. Эти процедуры должны также обеспечивать доступ к таким требованиям и их понимание.

Примерами других требований являются:

а) своды правил, применяемые в промышленности;

б) приказы министра обороны Российской Федерации, директивы и распоряжения Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия;

в) соглашения с федеральными и региональными органами исполнительной власти;

г) нерегламентные руководящие указания.

3.3.6 К подлежащим рассмотрению в связи с требованиями законодательных актов, требования ми технических регламентов и другими требованиями следует отнести вопросы о:

- получении доступа к необходимым требованиям законодательных актов, требованиям технических регламентов и другим требованиям и их идентификации;

- способе отслеживания требований законодательных актов, требований технических регламентов и других требований;

- способе отслеживания изменений требований законодательных актов, требований технических регламентов и других требований;

- доведении персоналу нужных сведений о требованиях законодательных актов, требованиях технических регламентов и других требованиях.

3.3 7 В целях содействия отслеживанию требований законодательных актов и технических регламентов на объекте необходимо разработать и поддерживать в рабочем (актуализированном) состоянии перечень всех законодательных актов и технических регламентов, относящихся к его деятельности, продукции и/или отходам.

3.3.8 Для того чтобы реализовать свою экологическую политику, на объекте должны быть установлены и поддерживаться в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели.

При этом необходимо учитывать требования законодательных актов, технических регламентов и другие требования, важные экологические аспекты, технологические процессы, финансовые и эксплуатационные потребности, а также мнения заинтересованных сторон.

Целевые и плановые экологические показатели должны соответствовать экологической политике.

3 3.9 Плановые экологические показатели устанавливают для того, чтобы достичь целевых экологических показателей в заданные сроки. Эти показатели должны быть конкретными и измеряемыми.

После установления целевых и плановых экологических показателей следует рассмотреть возможность установления измеряемых характеристик экологической эффективности. Эти характеристики могут быть использованы в качестве основы для системы оценки экологической эффективности и могут обеспечить получение информации о СУОС.

3.3.10 К подлежащим рассмотрению в связи с установлением целевых и плановых экологических показателей следует отнести вопросы о:

- том, в какой мере целевые и плановые экологические показатели отражают экологическую поли тику и значительные воздействия на окружающую среду, связанные с деятельностью объекта, его продукцией и/или отходами;

- вкладе персонала, ответственного за достижение целевых и плановых экологических показателей, внесенном в их разработку;

- том, насколько учтены точки зрения заинтересованных сторон;

- конкретных измеряемых характеристиках, устанавливаемых для формирования целевых и плановых экологических показателей;

- том, насколько регулярно анализируются и пересматриваются целевые и плановые экологические показатели, чтобы отразить желаемое повышение экологической эффективности.

3.3.11 В процессе общего планирования деятельности на объекте должна быть разработана про грамма управления окружающей средой, направленная на достижение установленных целевых и плановых экологических показателей.

Для повышения эффективности планирование мероприятий по управлению окружающей средой должно быть включено в стратегический план деятельности объекта.

3.3.12 Программа (программы) управления окружающей средой должна (должны) отражать:

а) распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого функционального элемента объекта (подразделения, службы и уровня);

б) ресурсы, необходимые для достижения указанных в программе показателей, и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

3.3.13 В рамках структуры СУОС объекта, предусмотренной при планировании мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемая программа управления окружающей средой должна предписывать конкретные действия в порядке их приоритета для объекта.

Разработка и применение указанной программы являются ключевыми элементами для успешной реализации экологической политики.

3.3.14 Там, где это уместно и выполнимо, в программу управления окружающей средой можно включить рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства и утилизации. Применительно к оборудованию или существующим модификациям процессов при разработке программы можно рассмотреть планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и в соответствующее время, установленное для объекта, вывод из эксплуатации.

3.4 Внедрение и обеспечение функционирования системы управления окружающей средой

3.4.1 К элементам СУОС, связанным с реализацией объектом своей экологической политики и достижением целевых и плановых экологических показателей, относятся:

- структура и ответственность;

- обучение, осведомленность и компетентность;

- связь;

- документация системы управления окружающей средой;

- управление документацией;

- управление операциями;

- подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них.

3.4.2 Обязательство по охране окружающей среды должно быть принято прежде всего руководством объекта. Руководство должно определить экологическую политику объекта и обеспечить внедрение СУОС.

Руководство объекта должно гарантировать обеспечение СУОС надлежащими ресурсами (людскими, физическими, финансовыми) в целях внедрения и поддержания ее в рабочем состоянии. Важно четко определить структуру и ответственность, основные обязанности по обеспечению функционирования СУОС.

Обязанности, ответственность и полномочия должны быть документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с целью содействовать эффективному управлению окружаю щей средой.

3.4.3 Руководство объекта должно назначить своего специального представителя, который, независимо от других обязанностей, должен иметь определенные ответственность и полномочия, позволяющие:

а) гарантировать, что требования СУОС выполняются и поддерживаются на надлежащем уровне в соответствии с настоящим стандартом;

б) представлять отчеты о функционировании СУОС руководству объекта для анализа и принятия решений по ее совершенствованию.

3.4.4 Успешное внедрение СУОС возможно только при участии всего персонала объекта. Служащие всех уровней должны быть подотчетны в рамках своих обязанностей за экологическую эффективность деятельности объекта и поддержку СУОС. Весь персонал должен понимать важность достижения целевых и плановых экологических показателей, в своей деятельности способствовать реализации экологической политики объекта.

3.4.5 При распределении ресурсов необходимо разработать процедуры отслеживания выгод и затрат, связанных с экологической и смежной деятельностью. В объеме ресурсов должны быть учтены затраты на контроль загрязнения окружающей среды, размещение и утилизацию отходов.

3.4.6 Руководству объекта следует выявить объем дополнительных знаний и навыков практической деятельности, которые необходимы персоналу для обеспечения достижения целевых и плановых экологических показателей, и определить потребность в обучении персонала. Компетентность необходимо учитывать при подборе кадров, приеме их на работу, профессиональной подготовке, повышении квалификации и систематическом обучении.

Необходимо, чтобы персонал, работа которого может в значительной степени влиять на состояние окружающей среды, прошел соответствующее обучение.

3.4.7 Руководство объекта должно устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, позволяющие его персоналу понимать:

а) важность соответствия деятельности объекта экологической политике, процедурам и требованиям СУОС;

б) существенные реальные или потенциальные воздействия его деятельности на окружающую среду и пользу от повышения персональной ответственности и эффективности работы для улучшения состояния окружающей среды;

в) свои обязанности и ответственность в достижении соответствия экологической политике и процедурам, а также требованиям СУОС, включая требования по подготовленности к аварийным ситуациям и действиям при их возникновении;

г) потенциальные последствия отступлений от установленных рабочих процедур.

3.4.8 Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.

3.4.9 Руководство объекта должно определить необходимый уровень квалификации, компетентности и образования, позволяющий гарантировать возможности персонала, особенно того, который выполняет специализированные функции, по его участию в управлении окружающей средой.

3.4.10 Применительно к собственным экологическим проектам и СУОС на объекте необходимо установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры:

а) внутренней связи между различными функциональными элементами объекта (подразделения ми, службами и уровнями);

б) получения соответствующих сообщений (обращений) от внешних заинтересованных сторон, документального оформления этих сообщений и реагирования на них.

3.4.11 Необходимо предусмотреть процедуру учета внешних сообщений о собственных важных экологических аспектах и регистрации решений по ним.

3.4.12 Результаты мониторинга и аудита СУОС, а также результаты анализа со стороны руководства следует сообщать тем должностным лицам объекта, которые несут ответственность за экологическую эффективность.

Предоставление надлежащей информации персоналу объекта и другим заинтересованным сторонам является побудительным мотивом для персонала в содействии повышению экологической эффективности деятельности объекта.

3.4.13 Должна быть внедрена процедура получения и документирования необходимой информации и запросов от заинтересованных сторон, а также подготовки ответов на них. Эта процедура может включать в себя диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов.

3.4.14 Следует четко определить различные типы документов, которые устанавливают и описывают процедуры, касающиеся операций, и меры эффективного управления операциями.

Наличие документации СУОС способствует осведомленности персонала в отношении того, что требуется для достижения целевых и плановых экологических показателей объекта, обеспечивает оценку СУОС и экологической эффективности объекта.

3.4.15 Степень детализации документации должна быть достаточной для описания основных элементов СУОС и их взаимодействия, а также для указания пути получения более подробной информации о функционировании составных частей СУОС.

3.4.16 К документации объекта, смежной с документацией СУОС, можно отнести:

а) информацию о процессах;

б) информацию о результатах измерений в ходе производственного экологического мониторинга и контроля безопасности процессов;

в) организационные схемы;

г) внутренние регламенты, стандарты и рабочие процедуры;

д) планы действий в аварийной ситуации на месте.

3.4.17 Следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления документацией.

3.4.18 Документы могут быть подготовлены на любом носителе, они должны быть информативными и приемлемыми для усвоения.

3.4.19 Все документы должны быть датированы (с указанием дат пересмотров), легкоидентифицируемы. Их следует хранить в определенном порядке и в течение установленного времени. Необходимо обеспечить, чтобы документы:

- были идентифицированы по соответствующим реквизитам: объект, функциональный элемент объекта (служба, подразделение, уровень), вид деятельности и/или конкретное лицо;

- периодически анализировались, пересматривались при необходимости и утверждались должностными лицами до их выпуска;

- в виде текущих изданий имелись в наличии на всех местах, где выполняются операции, важные для эффективного функционирования СУОС;

- по мере устаревания изымались из всех мест их выпуска и использования.

3.4.20 Для выполнения требований СУОС необходимы установление и поддержание в рабочем состоянии процедур, касающихся операций, и мер по управлению операциями. Это позволит обеспечить реализацию экологической политики объекта и достижение установленных целевых и плановых экологических показателей.

3.4.21 При разработке или модификации мер по управлению операциями и процедур, касающихся операций, необходимо учесть виды деятельности, существенно влияющие на окружающую среду.

К таким видам деятельности относятся:

- деятельность по предотвращению загрязнения окружающей среды и сохранению природных ресурсов при реализации новых проектов капиталовложений, при изменениях процессов и управлении ресурсами;

- повседневная административная деятельность по подтверждению соответствия внутренним и внешним требованиям, предъявляемым к функционированию объекта, а также требованиям к обеспечению его эффективности;

- стратегическая административная деятельность по прогнозированию изменяющихся экологических требований и условий и реагированию на них.

3.4.22 Следует планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях путем:

а) установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступлениям от экологической политики, целевых и плановых экологических показателей;

б) отражения в процедурах рабочих критериев их выполнения;

в) установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемы ми важными экологическими аспектами.

3.4.23 Для эффективного внедрения и функционирования СУОС объект должен постоянно демонстрировать свою подготовленность к аварийным ситуациям и реагированию на них - должны быть разработаны аварийные планы и процедуры, позволяющие обеспечить надлежащее реагирование на непредвиденные и/или аварийные ситуации.

Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры предотвращения потенциально возможных аварийных ситуаций с экологическими последствиями.

3.4.24 В процедурах, касающихся операций, и мерах по управлению операциями следует, по возможности, учесть:

- аварийные выбросы в атмосферу;

- аварийные сбросы в воду и на подстилающую поверхность;

- возможные последствия аварийных выбросов для окружающей среды.

3.4.25 В процедурах необходимо учитывать происшествия, возникающие или способные возникнуть как следствие аварий или потенциально возможных аварийных ситуаций.

3.4.26 Планы действий при возникновении аварийных ситуаций включают в себя:

- организационные меры на случай аварии и ответственность за их принятие;

- перечень ответственных лиц;

- подробные данные об аварийных службах (противопожарной, службе по борьбе с аварийными выбросами токсичных химикатов, службах, относящихся к гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, штабе местной обороны и т.д.);

- планы передачи внутренних и внешних сообщений;

- действия, предпринимаемые в случае возникновения аварий различных видов;

- информацию об опасных материалах и веществах (токсичных химикатах, контролируемых продуктах их деструкции и других вредных и загрязняющих веществах), включая потенциальное воздействие каждого материала и вещества на окружающую среду, и меры, которые следует принять в случае их аварийного выброса (сброса);

- планы подготовки и проверку эффективности действий персонала в аварийных ситуациях.

3.4.27 Следует анализировать и пересматривать, при необходимости, процедуры, касающиеся подготовленности объекта к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после их возникновения.

3.5 Мониторинг и измерения

3.5.1 Мониторинг, измерения и оценка являются ключевыми видами деятельности в СУОС, которые гарантируют, что объект действует согласно установленной программе управления окружающей средой.

3.5.2 Необходимо устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга (прежде всего производственного экологического) и измерений основных характеристик операций и видов деятельности, которые могут существенно влиять на окружающую среду. Сюда необходимо отнести регистрацию информации, для того чтобы проследить за исполнением, принятыми мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям объекта.

3.5.3 Измерительную аппаратуру, предназначенную для использования при мониторинге и контроле, следует поверять и поддерживать в рабочем состоянии, а записи, касающиеся этих процессов, - сохранять согласно процедурам, установленным на объекте.

3.5.4 Следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия природоохранному законодательству и техническим регламентам.

3.5.5 Выводы, заключения и рекомендации, данные в результате мониторинга, контрольных измерений, аудитов и других видов анализа СУОС, должны быть документально оформлены, а необходимые корректирующие и предупреждающие действия идентифицированы.

3.5.6 Руководство объекта должно обеспечить выполнение корректирующих и предупреждающих действий и систематический контроль сроков их исполнения, чтобы гарантировать эффективность этих действий.

3.5.7 Любое корректирующее и/или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть пропорционально важности задач и соразмерно выявленному воздействию на окружающую среду.

Необходимо провести и зарегистрировать любые изменения в документированных процедурах, связанные с корректирующими и предупреждающими действиями.

3.5.8 При разработке и поддержании в рабочем состоянии процедур изучения и корректировки не соответствий на объекте должны быть учтены следующие основные элементы:

а) выявление причин несоответствий;

б) идентификация и выполнение необходимых корректирующих действий;

в) выполнение или совершенствование мер контроля, позволяющих избежать повторения несоответствий;

г) регистрация любых изменений в документированных процедурах в результате корректирующих действий.

3.5.9 Зарегистрированные данные, являющиеся свидетельством постоянного функционирования СУОС, должны охватывать:

- требования законодательных актов и технических регламентов;

- разрешения;

- экологические аспекты и связанные с ними воздействия;

- деятельность по экологической подготовке;

-деятельность по проверке, градуировке, настройке, поверке и техническому обслуживанию средств измерений;

- данные мониторинга, включая производственный экологический;

- подробности, касающиеся несоответствий: случайности, жалобы и последующие действия;

- идентификацию продукции: данные о составе и характеристиках;

- информацию о поставщике и подрядчике;

- результаты экологических аудитов и анализа со стороны руководства.

3.5.10 Зарегистрированные данные об окружающей среде должны быть удобочитаемыми, идентифицируемыми и прослеживаемыми по охваченным видам деятельности, продукции и/или отходов.

Эти данные следует хранить таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений, порчи или потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован. Зарегистрированные данные должны быть актуализируемыми.

3.5.11 Процедуры идентификации, хранения и размещения зарегистрированных данных следует, прежде всего, применять к тем данным, которые необходимы для внедрения и функционирования СУОС и для фиксирования этапа, в котором запланированные целевые и плановые экологические показатели выполнены.

3.5.12 Особое внимание следует обратить на конфиденциальную деловую информацию.

3.5.13 Аудиты СУОС должны быть периодическими, что позволит определить, соответствует ли система запланированным мероприятиям и надлежащим ли образом она реализуется и поддерживается в рабочем состоянии. Информация о результатах аудита должна быть представлена руководству.

3 5.14 Необходимо устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) и процедуры периодических аудитов СУОС.

Программа(ы) аудитов для объекта, включая его график, должна(ы) быть основана(ы) на значимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов

3.5.15 Процедуры аудита должны охватывать область распространения аудита, частоту и методологию его проведения, а также ответственность и требования к проведению аудита и регистрированию результатов.

3.5.16 Программа и процедуры аудита должны охватывать:

а) виды деятельности и функциональные элементы объекта, подлежащие аудиту;

б) частоту проведения аудита;

в) обязанности, связанные с управлением и проведением аудита;

г) передачу сведений о результатах аудита;

д) компетенцию аудиторов;

е) способы проведения аудита.

3.5.17 Аудиты могут быть проведены персоналом объекта и/или лицами, приглашенными извне по выбору руководства объекта.

3.6 Анализ со стороны руководства

3.6.1 Для повышения экологической эффективности деятельности объекта его СУОС следует постоянно улучшать.

3.6.2 Руководство объекта должно анализировать результаты функционирования СУОС через установленные им промежутки времени с целью обеспечить постоянную пригодность, адекватность и эффективность этой системы.

Процесс анализа со стороны руководства должен предусматривать сбор информации, необходимой руководству для проведения анализа и оценивания. Результаты анализа должны быть документально оформлены

Анализ со стороны руководства должен быть проведен для определения возможной потребности в изменениях экологической политики, целевых и плановых экологических показателей и других элементов СУОС в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и выполнения обязательств по постоянному улучшению.

3 6.3 Анализ должен включать в себя:

а) ознакомление с результатами аудита;

б) определение объема выполнения целевых и плановых экологических показателей;

в) оценку пригодности СУОС с учетом изменяющихся условий и информации;

г) оценку возможности реализации потребностей заинтересованных сторон.

3.6.4 Наблюдения, выводы и рекомендации по результатам анализа должны быть документально оформлены для проведения необходимых действий.

Ключевые слова: управление окружающей средой, объект по уничтожению химического оружия, экологическая политика, ответственность руководства, системы управления, требования к системе управления окружающей средой




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика