doc_act

РД 08-17-98 Типовые требования к содержанию инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов в балк- форме

Реклама

  Скачать документ



Федеральный надзор России
по ядерной и радиационной безопасности
(Госатомнадзор России)

Руководящие документы

ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА
И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В «БАЛК»-ФОРМЕ
НА ЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ И В ПУНКТАХ ХРАНЕНИЯ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ



Реклама

УТВЕРЖДЕНО

Приказ начальника

Госатомнадзора России

от «__» ___________ № _____

ВВЕДЕНО в действие

с «__» _______ 1999 г.

РД-08-17-98



Реклама

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения. 2

II. Основные термины и определения. 2

III. Требования к структуре инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме. 4

IV. Требования к разделу «Введение». 4

V. Требования к разделу «Описание системы учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме». 4

VI. Требования к разделу «Обязанности работников службы учета и контроля ядерных материалов». 5

VII. Требования к разделу «Технологическая схема обращения с ядерным материалом и транспортная схема перемещения ядерных материалов». 6

VIII. Требования к разделу «Структура зон баланса материалов». 6

IX. Требования к разделу «Учетная и отчетная документация». 6

X. Требования к разделу «Система сбора и обработки данных учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме на ядерной установке». 7

XI. Требования к разделу «Идентификация ядерных материалов в «балк»-форме. 8

XII. Требования к разделу «Физическая инвентаризация ядерных материалов в «балк»-форме». 8

XIII. Требования к разделу «Подведение баланса ядерных материалов в «балк»-форме». 9

XIV. Требования к разделу «Оценка величины инвентаризационной разницы». 9

XV. Требования к разделу «Получение и отправка ядерных материалов в «балк»-форме». 9

XVI. Требования к разделу «Система обеспечения качества измерений ядерных материалов в целях учета и контроля». 10

XVII. Требования к разделу «Применение устройств индикации вмешательства». 11

XVIII. Требования к разделу «Проведение расследования потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов». 11

Приложение Перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих учету и контролю в Российской Федерации согласно Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 12

I. Общие положения

1. Настоящий документ разработан с целью установления типовых требований к инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов (далее по тексту - ядерные установки), на которых используются или хранятся ядерные материалы в «балк»-форме. Перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих учету и контролю в Российской Федерации согласно Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов, приведен в приложении.

2. Требования настоящего документа не распространяются на инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках военного назначения.



Реклама

3. Настоящий документ содержит необходимый минимум требований и обязателен при разработке новых и пересмотре существующих инструкций по организации учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме на следующих ядерных установках:

предприятиях топливного цикла;

исследовательских ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, использующих ядерные материалы в «балк»-форме;

пунктах хранения ядерных материалов в «балк»-форме.

4. Настоящий документ разработан на основе законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области, в развитие положений Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов и с учетом:



Реклама

ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерных материалов;

рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля ядерных материалов;

международных и национальных систем учета и контроля ядерных материалов;

международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.

5. Инструкция, разрабатываемая на основе настоящего документа, должна вводиться в действие приказом руководителя ядерной установки.



Реклама

II. Основные термины и определения

В настоящем документе используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии», а также в Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 1205, и в руководящих документах Госатомнадзора России.

Баланс ядерных материалов - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов.

«Балк»-форма - ядерный материал в виде газа, жидкости, порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих индивидуальных номеров или других идентификаторов.

Зона баланса материалов (ЗБМ) - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определено количество ядерных материалов при каждом перемещении в зону и из нее и подведен баланс ядерных материалов за установленный период времени.

Инвентаризационная разница - разница между зарегистрированным и имеющимся в наличии количеством ядерных материалов.



Реклама

Контроль ядерных материалов - административный контроль за перемещением и наличием ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования.

Ключевая точка измерений (КТИ) - специально установленное место в зоне баланса материалов, где производится измерение количества ядерного материала в целях его учета и контроля.

Материально-балансовые учетные документы - комплект документов, отражающих количество каждого вида ядерного материала, имеющегося в наличии на ядерной установке, его распределение на ядерной установке и любые касающиеся его изменения.

Пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Устройство индикации вмешательства (УИВ) - устройство для использования на контейнерах и дверях, которое благодаря уникальности своей конструкции или структуры может являться физическим свидетельством вмешательства в меры сохранения и наблюдения.



Реклама

Учет ядерных материалов - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов.

Учетная единица - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени.

Физическая инвентаризация - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов.

Эксплуатационные учетные документы - документы, которые ведутся на ядерной установке и содержат:

а) систематизированные данные о ее эксплуатации;



Реклама

данные, используемые для определения изменений количества и состава ядерных материалов;

данные, полученные в результате калибровки емкостей, содержащих ядерные материалы в виде растворов, и контрольно-измерительных приборов, а также полученные в результате пробоотбора и анализа, проведения процедур контроля качества измерений и оценок случайных и систематических ошибок;

или

б) требования к:

последовательности действий, предпринимаемых при подготовке и определении имеющегося в наличии количества ядерных материалов, с целью обеспечения правильности и полноты такого определения;

последовательности действий, предпринимаемых для установления причины и размера любой потери в результате происшествия или любой аварии в ходе эксплуатации или неизмеренной потери, которая могла иметь место.

Эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Перечень ядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю, установлен Концепцией системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

Ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

III. Требования к структуре инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме

6. Инструкция по организации учета и контроля ядерных материалов должна включать в себя следующие разделы:

Введение.

Описание системы учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме.

Обязанности работников службы учета и контроля ядерных материалов.

Технологическая схема обращения с ядерным материалом и транспортная схема перемещения ядерных материалов.

Структура зон баланса материалов.

Учетная и отчетная документация.

Система сбора и обработки данных учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме на ядерной установке.

Идентификация ядерных материалов в «балк»-форме.

Физическая инвентаризация ядерных материалов в «балк»-форме.

Подведение баланса ядерных материалов в «балк»-форме.

Оценка величины инвентаризационной разницы.

Получение и отправка ядерных материалов в «балк»-форме.

Система обеспечения качества измерений ядерных материалов в целях учета и контроля.

Применение устройств индикации вмешательства.

Проведение расследования потерь, несанкционированного

использования и хищения ядерных материалов.

IV. Требования к разделу «Введение»

7. В разделе:

должны быть указаны лица, на которых распространяются требования инструкции, при этом должны учитываться все подразделения ядерной установки, осуществляющие обращение с ядерными материалами в «балк»-форме;

должен быть приведен перечень действующих федеральных и отраслевых нормативных документов, с учетом требований которых разрабатывалась инструкция;

должно быть определено разделение функций работников, ответственных за учет ядерных материалов, и работников, ответственных за контроль ядерных материалов;

должен быть указан срок действия инструкции, который, как правило, выносится на ее титульный лист.

V. Требования к разделу «Описание системы учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме»

8. В разделе должны быть указаны задачи системы учета и контроля на ядерной установке, учитывающие:

определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения, составление, регистрацию и ведение учетных и отчетных документов;

предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов;

предоставление органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и органам управления использованием атомной энергии информации о наличии и перемещении ядерных материалов.

9. В разделе должно быть определены меры, принятие которых обеспечивает решение задач системы учета и контроля ядерных материалов, среди которых:

установление персональной ответственности за организацию и ведение учета и контроля ядерных материалов на ядерной установке;

деление ядерных материалов на категории;

разделение ядерной установки на зоны баланса материалов и

установления ключевых точек измерений;

регистрация изменений инвентарного количества ядерных материалов (как результат поступления ядерных материалов в зону баланса материалов и передачи из нее, выгорания, ядерного производства и т.д.);

ведение материально-балансовых учетных и эксплуатационных учетных документов по зонам баланса материалов на основании результатов измерений в ключевых точках измерений;

проведение физических инвентаризаций ядерных материалов с подведением баланса и определением инвентаризационной разницы;

анализ данных об учете и контроле ядерных материалов и величины инвентаризационной разницы;

предоставление отчетов уполномоченным организациям;

осуществление мер по контролю доступа к ядерным материалам и наблюдению за ядерными материалами;

незамедлительное расследование потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов.

10. В разделе должен быть приведен перечень ядерных материалов, используемых на данной ядерной установке, право обращения с которыми предоставлено лицензией Госатомнадзора России.

VI. Требования к разделу «Обязанности работников службы учета и контроля ядерных материалов»

11. В разделе должны быть указаны лица, назначаемые приказом по ядерной установке, а именно:

руководитель службы учета и контроля ядерных материалов (лицо, ответственное за учет и контроль ядерных материалов на ядерной установке);

лица, несущие персональную ответственность за сохранность, учет и контроль ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов на данной ядерной установке.

12. Кроме того, в разделе должно быть требование об указании в приказе, что:

работы по ведению учета и контроля ядерных материалов на ядерной установке выполняются работниками специальных служб учета и контроля ядерных материалов, а также других структурных подразделений, отделов и служб, выполняющих работы, необходимые для обеспечения учета и контроля ядерных материалов;

функциональные обязанности и ответственность работников службы учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках отражаются в соответствующих положениях и должностных инструкциях;

ответственность за сохранность и учет ядерных материалов при непосредственных работах с ними возлагается на ответственных исполнителей работ, материально ответственных лиц, а также на руководителей работ.

13. В разделе должны быть перечислены основные обязанности руководителя службы учета и контроля ядерных материалов, например:

контроль за соблюдением требований инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов на ядерной установке;

руководство работниками, осуществляющими учет ядерных материалов, и организация их профессиональной подготовки;

организация проверки соответствия сопроводительной документации, фактическим данным (идентификационные номера, наличие ядерных материалов и т.д.) при поступлении ядерных материалов в зону баланса материалов;

визирование документа «Материальное требование» на получение и выдачу ядерных материалов;

обеспечение в пределах должностных обязанностей условий для проведения инспекций Госатомнадзора России системы учета и контроля ядерных материалов;

планирование, организация и проведение физических инвентаризаций, подготовка отчетных документов;

контроль выполнения инструкций и требований нормативной документации при использовании средств измерений.

VII. Требования к разделу «Технологическая схема обращения с ядерным материалом и транспортная схема перемещения ядерных материалов»

14. В разделе должны быть приведены технологическая схема обращения с ядерными материалами при производстве, использовании и хранении и транспортная схема перемещения ядерных материалов, однозначно описывающая места возможного нахождения ядерных материалов в зонах баланса материалов.

VIII. Требования к разделу «Структура зон баланса материалов»

15. В разделе должна быть приведена структура (схема расположения) зон баланса материалов и ключевых точек измерений с их описанием.

16. Границы зон баланса материалов и расположение ключевых точек измерений должны быть определены таким образом, чтобы были учтены особенности ядерной установки. Количество ядерных материалов, поступающих в зоны баланса материалов и отправляемых из них, должно определяться на основе измерений в ключевых точках измерений, результатов полного пересчета и идентификации учетных единиц.

IX. Требования к разделу «Учетная и отчетная документация»

17. В разделе должна быть определена система учетной и отчетной документации на ядерной установке.

18. В разделе должны быть отражены требования к учетной и отчетной документации, включая требования к формам документов по учету и контролю ядерных материалов.

19. Эксплуатационные учетные документы, в которых регистрируются изменения количества, состава, физической и химической формы ядерных материалов, должны включать данные о:

местонахождении, идентификаторах, количестве ядерных материалов;

типе, классе и сроках поверки и калибровки контрольно-измерительных приборов и систем, контроле качества измерений;

расчетном выгорании и накоплении ядерных материалов;

наличии средств контроля доступа и устройств индикации вмешательства к учетным единицам и хранилищам;

проверке состояния средств контроля доступа и устройств индикации вмешательства;

порядке использования подъемно-транспортного оборудования для перемещения ядерных материалов.

20. Материально-балансовые учетные документы должны содержать данные обо всех изменениях инвентарного количества ядерных материалов с указанием даты их регистрации, в том числе:

данные об имеющемся в наличии количестве ядерных материалов после проведения физической инвентаризаций, включая уточнения и исправления, которые были сделаны в отношении изменений инвентарного количества ядерных материалов;

данные о результатах подведения баланса ядерных материалов.

21. В разделе должно содержаться требование о внесении исправлений в учетные документы только лицом, ответственным за ведение данных документов, (вносится новая запись, отменяющая исправляемую с указанием последней).

22. В разделе должно быть указание о передаче материально-балансовых учетных документов по истечении определенного периода времени после отправки ядерных материалов из зоны баланса материалов в архив ядерной установки на постоянное хранение.

23. Отчетные документы (отчеты) должны содержать данные:

об изменении инвентарного количества ядерных материалов за установленный период времени с указанием даты регистрации изменения количества ядерных материалов в соответствующей ЗБМ на ядерной установке;

о материальном балансе ядерных материалов за период между двумя физическими инвентаризациями;

об имеющемся в наличии количестве ядерных материалов (в виде списка) ко времени завершения физической инвентаризации.

24. В разделе должны быть приведены перечни отчетов и сроки их подготовки, причем отчетные формы и инструкции по их заполнению должны быть приведены в приложении.

25. В разделе должно содержаться требование к внесению исправления в отчеты, например, путем предоставления нового отчета.

26. В разделе должно содержаться требование о составлении специальных отчетов при наличии сведений о том, что произошли или могли произойти, потеря, несанкционированное использование или хищение ядерных материалов. Кроме того, должно быть указано, что специальные отчеты должны:

направляться в эксплуатирующую организацию и в межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России, осуществляющий надзор за данной ядерной установкой, по факсимильной связи, телеграфу или телексу с последующим письменным подтверждением в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов топливного цикла (ПНАЭ Г-14-037-96);

содержать подробную информацию о происшествии.

X. Требования к разделу «Система сбора и обработки данных учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме на ядерной установке»

27. В разделе должно быть указано, что должна обеспечивать система сбора и обработки данных учета и контроля ядерных материалов, например:

своевременное получение, обработку и хранение информации о количестве и местонахождении ядерного материала на ядерной установке;

периодическую проверку (сверку) учетных и отчетных данных;

возможность составления списка зарегистрированного количества ядерных материалов, необходимого при проведении физической инвентаризации ядерных материалов;

получение необходимой информации (в том числе за прошлые годы эксплуатации ядерной установки) для расследования фактов хищения, утраты или выявления незарегистрированных ядерных материалов.

28. В разделе должны быть установлены сроки хранения инвентаризационных ведомостей, учетной и отчетной документации.

XI. Требования к разделу «Идентификация ядерных материалов в «балк»-форме

29. В разделе должно содержаться требование о переводе ядерных материалов в «балк»-форме в форму учетных единиц. Для этого ядерные материалы в виде газа, порошка, таблеток или металла должны содержаться в контейнерах, которые:

имеют индивидуальную маркировку, позволяющую однозначно их идентифицировать;

оснащены средствами контроля доступа.

30. В разделе должны содержаться требования к процедурам перевода ядерных материалов из «балк»-формы в форму учетных единиц и к измерениям, проводимым для целей идентификации ядерных материалов. Кроме того, в разделе должно быть приведено описание применения разрушающих и неразрушающих методов контроля и идентификации ядерных материалов и допущенных к использованию и сертифицированных методик проведения измерений.

31. В разделе должно быть указание о наличии соответствующей квалификации у всех работников, осуществляющих проведение измерений ядерных материалов для целей учета и контроля.

XII. Требования к разделу «Физическая инвентаризация ядерных материалов в «балк»-форме»

32. В разделе должно быть требование о регулярном проведении физической инвентаризации ядерных материалов для определения имеющегося в наличии количества ядерных материалов на ядерной установке по зонам баланса материалов, сопоставления этого количества с зарегистрированным и выявления возможного превышения допустимой величины инвентаризационной разницы.

33. В зависимости от категории ядерных материалов в разделе устанавливается частота проведения физической инвентаризации.

34. В разделе должны быть установлены процедуры проведения физической инвентаризации и подведения ее итогов или дана ссылка на документ, определяющий порядок проведения физической инвентаризации, должно быть требование о заблаговременном уведомлении эксплуатирующей организации и межрегионального территориального округа Госатомнадзора России, осуществляющего надзор за данной ядерной установкой, о сроках проведения физической инвентаризации.

35. В разделе должны быть требования:

о проведении предварительной зачистки оборудования;

о переводе ядерного материала из «балк»-формы в форму учетных единиц;

о переводе всех ядерных материалов в «балк»-форме, находящихся в зоне баланса материалов, в измеряемую форму;

о принятии мер, обеспечивающих полное прекращение перемещений ядерного материала в зону баланса материалов, из зоны баланса материалов и внутри нее во время проведения физической инвентаризации, а также прекращение внесений каких-либо записей в учетную документацию. Никакие исключения из этого требования недопустимы;

о подготовке перечня имеющегося инвентарного количества ядерных материалов для всех ключевых точек измерений с указанием количества ядерных материалов. Перечень составляется отдельно для каждой ключевой точки измерений;

о государственной поверке и калибровке необходимых для проведения измерений приборов с требуемой точностью и готовностью их к работе до начала физической инвентаризации;

об определении конкретных обязанностей членов инвентаризационной комиссии.

XIII. Требования к разделу «Подведение баланса ядерных материалов в «балк»-форме»

36. В разделе должно быть требование о подведении баланса ядерных материалов и определении инвентаризационной разницы по каждой категории ядерных материалов в результате физической инвентаризации.

37. В разделе должно быть требование об определении имеющегося в наличии количества ядерных материалов как суммы весовых количеств ядерных материалов, измеренной в ходе физической инвентаризации, и измеренных ранее достоверных весовых количеств ядерных материалов, присутствующих в зоне баланса материалов, если в период проведения физической инвентаризации доступ к ним был невозможен. Ранее измеренные количества ядерных материалов могут считаться достоверными, если измерения были проведены с соблюдением требований государственных стандартов и правил метрологии в области использования атомной энергии, а также если к ядерным материалам применялись средства контроля доступа и периодическая проверка средств контроля доступа не указывала на несанкционированный доступ к ядерным материалам. Следует ввести требование о зависимости периодичности проверок средств контроля доступа, устанавливаемой в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, от категории ядерных материалов.

38. В разделе должно быть требование о включении в балансовый отчет о проведении физической инвентаризации величины инвентаризационной разницы, полученной в результате подведения баланса ядерных материалов.

XIV. Требования к разделу «Оценка величины инвентаризационной разницы»

39. В разделе должно содержаться требование об оценке величины инвентаризационной разницы. Для каждой ЗБМ, согласно требованиям Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов, должна быть установлена величина допустимой инвентаризационной разницы. В случае обнаружения инвентаризационной разницы, превышающей установленные значения, служба учета и контроля ядерных материалов ядерной установки извещает Госатомнадзор России и проводит расследование для выяснения причин, составляет план мероприятий по совершенствованию учета и контроля ядерных материалов на период до начала очередной физической инвентаризации, который в качестве приложения к заключительному отчету направляется на согласование в Госатомнадзор России.

40. В разделе должно содержаться требование о необходимости проведения служебного расследования при превышении величины допустимой инвентаризационной разницы.

XV. Требования к разделу «Получение и отправка ядерных материалов в «балк»-форме»

41. В разделе должны быть определены требования, относящиеся к перемещению ядерных материалов между зонами баланса материалов как в пределах одной ядерной установки, так и между другими ядерными установками. С учетом категории ядерных материалов должны быть указаны:

допустимые значения расхождений данных отправителя и получателя при передаче ядерных материалов;

должностные лица, отвечающие за прием и отправку ядерных материалов, и сроки проведения проверки данных отправителя (входной контроль);

однотипные процедуры и технические средства измерений установленного класса точности для определения состава и других физико-химических свойств ядерных материалов, применяемых при проверке данных отправителя;

мероприятия, которые необходимо проводить в случае обнаружения превышения расхождений данных отправителя и получателя;

требования к установке и снятию УИВ;

специальные требования, связанные с экспортом и импортом ядерных материалов.

XVI. Требования к разделу «Система обеспечения качества измерений ядерных материалов в целях учета и контроля»

42. В разделе должны быть описаны процедуры перевода ядерного материла в измеряемую форму для определения его состава и массы.

43. В разделе должно содержаться требование о том, чтобы:

система измерений, применяемая для целей учета и контроля ядерных материалов, обеспечивала получение результатов измерений для каждого вида ядерных материалов с заданной точностью;

все данные о количестве и составе ядерных материалов, используемые для целей учета и контроля, основывались на их измерениях, кроме случаев, когда допускается применение данных, полученных расчетными методами.

44. В разделе должен быть определен ряд требований к системе измерений ядерных материалов для целей их учета и контроля на ядерной установке. Система измерений должна представлять собой совокупность технических средств и организационных мероприятий, позволяющих получить на основе выполняемых измерений следующие данные:

о количестве, элементном и изотопном составе получаемых, производимых, хранящихся на ядерной установке ядерных материалов и отправляемых с нее;

о фактическом наличии ядерных материалов в ЗБМ при проведении физических инвентаризаций;

о погрешностях (случайной и систематической) каждой измеряемой величины.

45. В разделе должно содержаться требование о разработке программы измерений для каждой ЗБМ на ядерной установке. Программа должна утверждаться руководителем ядерной установки и пересматриваться не реже одного раза в 5 лет и включать в себя, в частности, перечни КТИ, методики выполнения измерений в них, технические средства и процедуры пробоотбора, сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений, сроках и форме представления результатов измерений.

46. В разделе должно содержаться требование к методикам измерений, которые, как правило, излагаются в виде отдельных нормативно-технических документов, которые должны быть построены, изложены и оформлены в соответствии с требованиями действующих государственных и отраслевых стандартов, причем:

методики измерений должны быть метрологически аттестованы в соответствии с требованиями действующих государственных или отраслевых стандартов;

показатели точности методик измерения должны быть максимально приближены к рекомендованным международным целевым значениям;

стандартные образцы для калибровки приборов и проверки правильности результатов измерений должны быть метрологически аттестованы в соответствии с требованиями действующих государственных или отраслевых стандартов и иметь свидетельство об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности;

перечень технических средств, используемых в системе измерений ядерных материалов, должен содержать наименование, тип, марку, заводской номер прибора;

технические средства должны иметь свидетельство о поверке. Поверка технических средств должна выполняться в соответствии с действующими стандартами и порядком, установленном на данной ядерной установке;

технические работники, выполняющие измерения ядерных материалов, должны быть аттестованы, знать правила эксплуатации и технического обслуживания приборов и иметь соответствующее свидетельство.

47. В разделе должно содержаться требование о разработке и внедрении на ядерной установке программы контроля качества измерений в рамках системы измерений ядерных материалов. Программа контроля качества измерений должна включать:

методики калибровки средств измерений с использованием соответствующих стандартов;

проверку весов всех типов с использованием соответствующих стандартов;

контроль качества проведения измерений для подтверждения правильности и воспроизводимости их результатов;

программу обмена и периодического измерения образцов в рамках межлабораторного и (или) между ядерными установками сравнения результатов измерений;

программу статистической оценки данных измерений, в том числе количественную оценку случайной и систематической погрешностей измерения конкретной методики измерения, погрешность пробоотбора.

XVII. Требования к разделу «Применение устройств индикации вмешательства»

48. В разделе должно содержаться требование о применении УИВ в отношении ядерных материалов, находящихся в ЗБМ.

49. В разделе должно содержаться требование о разработке на ядерной установке специальной программы применения УИВ, предназначенной для решения, в частности, следующих задач:

приобретение необходимых типов и количества УИВ;

управление запасом УИВ;

установка, снятие и уничтожение УИВ;

учет и документальное оформление перемещения УИВ от поступления на ядерную установку до уничтожения;

контроль за установленными УИВ;

действия при обнаружении признаков вмешательства;

подготовка работников к участию в программе применения УИВ;

контроль качества применения УИВ и эффективности программы в целом.

50. В разделе должны быть определены требования к программе применения УИВ. Программа применения УИВ должна включать в себя следующие разделы:

Административная подчиненность и ответственность.

Функциональные обязанности и взаимодействие, порядок отчетности лиц, участвующих в программе применения УИВ.

Статус УИВ и требования к УИВ, применяемым при учете и контроле ядерных материалов.

Требования по применению УИВ в отношении ядерных материалов, находящихся на ядерной установке.

Обеспечение необходимыми типами и количеством УИВ.

Входной контроль УИВ.

Выдача, учет, хранение и уничтожение УИВ.

Надзор за целостностью установленных УИВ.

Необходимые условия для реализации программы применения УИВ.

Формы документов по учету и контролю УИВ.

Методы и периодичность внутренних ревизий программы применения УИВ.

XVIII. Требования к разделу «Проведение расследования потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов»

51. В разделе должно содержаться требование о том, что в случае обнаружения потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов на ядерной установке необходимо проводить расследование обстоятельств указанных фактов, для чего руководство ядерной установки:

издает приказы о создании специальной комиссии для проведения расследования потерь, несанкционированного использования и хищения и о проведении внеочередной физической инвентаризации в срок не позднее 30 дней с даты обнаружения ядерных материалов в зоне баланса ядерных материалов, в которой имел место данный факт;

извещает в течение 2 ч с момента обнаружения указанного факта эксплуатирующую организацию и соответствующий территориальный орган Госатомнадзора России;

сообщает в течение 7 дней с даты обнаружения указанного факта эксплуатирующую организацию и территориальному органу Госатомнадзора России сроки проведения внеочередной физической инвентаризации;

направляет в течение 45 дней с даты обнаружения указанного факта в эксплуатирующую организацию и территориальный орган Госатомнадзора России акт о расследовании обстоятельств потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов.

Начальник Управления по надзору за

учетом и контролем ядерных

материалов, обеспечением гарантий их

нераспространения и физической

защиты Ю.Г. Володин

Приложение

к Типовым требования к содержанию

инструкции по организации учета и

контроля ядерных материалов в «балк»-форме

на ядерных установках и в пунктах

хранения ядерных материалов

ПЕРЕЧЕНЬ
ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих учету и контролю в Российской Федерации согласно Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов

Ядерные материалы

Плутоний

Уран (за исключением урана, содержащегося в руде)

Торий (за исключением тория, содержащегося в руде)

Нуклид нептуний-237

Нуклид америций-241

Нуклид америций-243

Нуклид калифорний-252

Специальные неядерные материалы

Дейтерий

Тритий

Нуклид литий-6

Примечание. Материалы, указанные в настоящем приложении, подлежат государственному учету и контролю независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния.




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика