doc_act

СТ СЭВ 1629-79 Грузовые автомобили и автобусы. Рулевые механизмы. Технические требования

Реклама

  Скачать документ



СТ СЭВ 1629-79 Грузовые автомобили и автобусы. Рулевые механизмы. Технические требования

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

СТАНДАРТ СЭВ
СТ СЭВ 1629-79

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
И АВТОБУСЫ. РУЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УСИЛИТЕЛЕМ



Реклама

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

1983

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 марта 1983 г. № 1226 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 1629-79 «Грузовые автомобили и автобусы. Рулевые механизмы с гидравлическим усилителем. Технические требования. Методы стендовых испытаний»

введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР

в народном хозяйстве СССР



Реклама

с 01.07.83

в договорно-правовых отношениях по сотрудничеству

с 01.01.81

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

СТАНДАРТ СЭВ

СТ СЭВ 1629-79

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И АВТОБУСЫ. РУЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УСИЛИТЕЛЕМ

Технические требования.

Методы стендовых испытаний

Группа Д25

Настоящий стандарт СЭВ распространяется на вновь разрабатываемые рулевые механизмы с гидроусилителем, применяемые на грузовых автомобилях и автобусах.

Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на рулевые механизмы, в кинематической схеме которых отсутствует постоянная механическая связь рулевого механизма с управляемыми колесами (гидрообъемные рулевые механизмы).



Реклама

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Стопорящие и крепежные элементы рулевого механизма с гидравлическим усилителем должны быть надежно обеспечены от выпадения.

1.2. Детали рулевого механизма с гидравлическим усилителем, подвергающиеся коррозии, должны иметь антикоррозионное покрытие.

1.3. Неметаллические части рулевого механизма с гидравлическим усилителем должны быть бензомаслостойкими.

1.4. На поверхностях деталей рулевого механизма с гидравлическим усилителем наличие заусенцев, следов коррозии, окалины, а также других дефектов, влияющих на внешний вид и качество изделия, не допускается.

1.5. Рулевой механизм с гидравлическим усилителем должен быть герметичным, появление жидкости на наружных поверхностях не допускается.



Реклама

1.6. Рулевой механизм с гидравлическим усилителем должен работать плавно, без заеданий как при работающем, так и при выключенном гидравлическом насосе во всем диапазоне углов поворота входного вала и во всем диапазоне нагрузки на валу сошки.

1.7. У конструкций, имеющих устройства для ограничения давления в крайних положениях вала сошки, рабочее давление после включения ограничителя не должно превышать 20 % от максимального давления (р ? 0,2 рmax).

1.8. Характеристики «момент на входном валу - момент на валу сошки руля» Мс = f(MB) и «момент на входном валу - давление жидкости» p = f(MB) снимаются при закрепленном среднем положении вала сошки (а у рулевых механизмов с переменным передаточным отношением - закрепленном и в крайних положениях). Повышение выходного момента и давление масла должно происходить плавно, без рывков и заеданий. Допустимое отклонение от теоретической характеристики должно быть указано в технической документации.

1.9. Момент на входном валу ВО), необходимый для включения гидроусилителя (черт. 1), не должен превышать 8 Н•м (0,8 кгс•м).

1.10. Момент на входном валу рулевого механизма В), необходимый для достижения максимального давления в гидросистеме (черт. 1), не должен превышать 45 Н•м (4,5 кгс•м).



Реклама

1.11. Максимальный момент на валу сошки руля (МСmax), должен быть указан в технической документации; допустимое отклонение от номинального момента (МОном) должно быть не более 10 %.

1.12. Гидравлическое сопротивление перетеканию жидкости в рулевом механизме с гидравлическим усилителем (р0) при отсутствии нагрузки не должно превышать 0,8 МПа.

1.13. После прекращения действия момента на рулевом валу золотник распределителя должен возвратиться в нейтральное положение.

1.14. Величина внутренних утечек жидкости рулевого механизма с гидравлическим усилителем (DQ) в крайнем положении золотника распределителя при давлении 0,9 рmах не должна превышать 15 % от необходимой подачи гидравлического насоса (DQ ? 0,15 Q), применяемого в гидросистеме усилителя на автомобиле.

1.15. Моменты, возникающие из-за внутреннего трения в рулевом механизме с гидравлическим усилителем, замеренные на входном валу без нагрузки на валу сошки руля, а также на валу сошки руля при отсутствии нагрузки на входном валу, не должны превышать величины, указанной в таблице.



Реклама

Условия испытания

Момент от трения Н·м

на входном валу

на валу сошки

При номинальной подаче жидкости

7 (МВТГ)

120 (МСТГ)

В залитом состоянии без подачи жидкости

7 (Мвтм)

120 (МСТМ)

При слитой жидкости

6 (МВТ)

100 (МСТ)

1.16. Механический люфт (jм) рулевого механизма с гидравлическим усилителем в среднем положении вала сошки не должен превышать 0,035 рад (2°), при изменении момента на валу сошки ± 1 Н•м.

1.17. Упругий механический люфт (jме) рулевого механизма с гидравлическим усилителем не должен превышать 0,7 рад (40°).



Реклама

1.18. Гидравлический люфт (jг) не должен превышать 0,115 рад (6,5°) при повышении давления Dр = 0,1 МПа (черт. 3).

1.19. Упругость рулевого механизма должна быть указана в технической документации, однако поворот рулевого вала (черт. 4), соответствующий максимальному давлению (рmаx), не должен превышать 0,87 рад (50°).

1.20. Число поворотов входного вала рулевого механизма должно быть не более 6. Максимальный угол поворота вала сошки должен быть не менее 1,38 рад (80°).

1.21. Механический к.п.д. «сверху вниз» (?v) (движение от рулевого вала в направлении вала сошки руля) должен составлять не менее 70 % при 20 % МCmax.

1.22. Конструкция рулевого механизма должна обеспечивать возможность регулировки основных зазоров без заеданий с целью уменьшения механического люфта.



Реклама

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Общие условия испытаний

2.1.1. Крепление рулевого механизма с гидравлическим усилителем на испытательном стенде должно быть достаточно жестким, чтобы не влиять на результаты испытаний. При испытании рулевого управления с гидравлическим усилителем полуинтегрального и неинтегрального типа необходимо установить также и рабочий цилиндр.

2.1.2. Для обеспечения правильной работы необходимо удалить воздух из гидравлической системы рулевого механизма с гидравлическим усилителем.

2.1.3. Количество жидкости, подаваемой в систему при максимальном давлении, должно соответствовать указанному в технической документации.

2.1.4. При испытаниях должно применяться масло, предусмотренное для данного изделия или равноценное ему. Отклонение кинематической вязкости масла от рекомендуемой величины, допускается в пределах ± 4 мм2/с при 50 °С.

2.1.5. Температура масла для всех испытаний должна поддерживаться в пределах 45 ± 5 °С.

2.1.6. Температура помещения, в котором проводятся испытания, должна составить °C.

2.2. Требования к испытательному стенду и контрольно-измерительным приборам

2.2.1. Гидравлический насос испытательного стенда должен обеспечивать подачу жидкости (Q), необходимую для нормальной работы рулевого управления с гидравлическим усилителем. Для этого стенд должен быть оборудован:

клапаном регулирования подачи или насосом с регулируемой подачей, пределом давления, превышающим максимальное в 1,5 раза;

клапаном ограничения максимального давления;

системой регулирования температуры;

фильтрами для очистки масла.

2.2.2. Испытательный стенд должен обеспечивать:

крепление рулевого механизма по п. 2.1.1;

возможность вращения входного вала рулевого механизма с частотой до 60 об/мин;

возможность торможения вала сошки моментом, превышающим номинальный в 1,5 раза;

возможность приложения активного момента к валу сошки, превышающего номинальный в 1,5 раза;

возможность фиксации вала сошки в среднем положении, а для рулевых механизмов с переменным передаточным отношением в обоих крайних положениях.

Упругость стенда не должна существенно влиять на величину измеряемых параметров и получаемые в результате испытаний характеристики.

2.2.3. Измерительные устройства стенда должны обеспечивать регистрацию следующих параметров:

подачу масла с точностью ± 5 %;

температуру масла с точностью 2 °С;

момент на входном валу В) с точностью 5 %;

момент на валу сошки руля (Мс) с точностью 5 %;

угол поворота входного вала (j) с точностью 0,008726 рад (0,5°);

угол поворота вала сошки (?) с точностью 0,0174 рад (1,0°);

давление в напорной магистрали гидросистемы с точностью измерения 5 %.

Кроме того, стенд должен быть оборудован:

масляным манометром с пределами измерения от 0 до 1,0 МПа с точностью измерения 0,6 %;

масляным манометром с пределами измерения от 0 до 16 МПа с точностью измерения 1,6 %;

2.2.4. Аппаратура для определения параметров, перечисленных в п. 2.2.3, должна допускать их измерение и непрерывную регистрацию всех параметров. Температура жидкости и ее подача не регистрируются.

2.3. Проведение испытаний

2.3.1. Определение наружных утечек жидкости в основном проводят следующим образом: вал сошки руля закрепляется жестко в среднем положении и наружные поверхности рулевого механизма очищаются от следов масла. Включается гидравлический насос и клапан ограничения давления масла регулируется на давление 125 % (р = 1,25 рmax) от максимального давления масла. Рулевой вал поворачивается вправо, а затем влево до создания необходимого пробного давления. Рулевой вал следует удерживать в каждом из указанных положений в течение 30 с. Испытание проводится три раза в обоих направлениях.

2.3.2. Проверка работоспособности рулевого механизма с гидроусилителем. Испытания проводятся как с работающим, так и с выключенным гидроусилителем.

2.3.2.1. Испытания с работающим гидроусилителем.

Рулевой механизм с гидроусилителем устанавливают на стенде и включают гидронасос. Тормозное устройство стенда следует регулировать так, чтобы при вращении входного вала со скоростью 0,5 об/с на валу сошки вблизи среднего положения вала сошки возникал момент, равный 90 % от номинального (0,9 МСН).

Механизм считается работоспособным, если при повороте входного вала вручную из одного крайнего положения в другое со скоростью 0,5 об/с момент на входном валу сошки не превышает номинального (МВН).

При снятии нагрузки с входного вала он должен тотчас прекращать вращение, а золотник должен устанавливаться в среднее положение.

2.3.2.2. Испытание с выключенным усилителем.

Из системы гидроусилителя следует слить жидкость. Тормозное устройство стенда необходимо регулировать так, чтобы при вращении со скоростью 0,5 об/с на входном валу в среднем положении возникал момент, равный 225 H?RC (RC- средний радиус обода рулевого колеса).

Рулевой механизм считается работоспособным, если при повороте входного вала из одного крайнего положения в другое и обратно со скоростью 0,5 об/с момент на входном валу не превышает 250 H?RC (RС - средний радиус обода рулевого колеса).

2.3.3. Проверка работы выключателя гидроусилителя в крайних положениях (только для рулевых механизмов с гидроусилителем, имеющим выключатели).

Включается гидронасос.

Тормозное устройство стенда следует регулировать так, чтобы при скорости вращения входного вала 0,5 об/с момент на валу сошки составлял 0,9 Мсн.

Входной вал рулевого механизма поворачивается до тех пор, пока не произойдет понижение давления в соответствии с п. 1.7.

Затем поворот производится в другую сторону также до падения давления в гидросистеме. При этом определяется угол поворота вала сошки от одного выключения до другого и величина давления в гидросистеме после срабатывания выключателей гидроусилителя.

2.3.4. Определяются следующие статические характеристики рулевого механизма (черт. 1):

зависимость момента на валу сошки от момента на входном валу рулевого механизма МС = f(МВ) при работающем гидроусилителе;

зависимость давления в напорной части гидросистемы от момента на входном валу p=f (MВ).

Вал сошки следует фиксировать в среднем положении, а для рулевых механизмов с переменным передаточным отношением вал сошки фиксируется, кроме того, и в положениях, близких к крайним, так, чтобы выключатели гидроусилителя не снимали рабочее давление. Включается гидронасос стенда. Клапаны ограничения давления и подача регулируются по п. 2.3.1. Медленным поворотом входного вала (со скоростью до 0,5 об/с) давление в гидросистеме усилителя повышается до максимального тах), после чего входной вал с той же скоростью возвращается в нейтральное положение. Испытание повторяется по три раза в каждую сторону. При этом перечисленные выше характеристики записываются по возможности одновременно. С помощью этих характеристик определяются также следующие параметры:

максимальный момент на валу сошки МСx;

максимальный момент на входном валу МВmax при максимальном давлении в гидросистеме рmах;

момент на входном валу, необходимый для включения гидроусилителя ВО), соответствующий повышению давления в гидросистеме на 0,1 МПа.

СТ СЭВ 1629-79 Грузовые автомобили и автобусы. Рулевые механизмы. Технические требования

Черт. 1

2.3.5. Измерение сопротивления протеканию жидкости в рулевом механизме с гидроусилителем.

Рулевой механизм устанавливают на стенде в соответствии с требованиями п. 2.3.4. Измерение сопротивления протекания жидкости осуществляется при минимальном давлении в системе. Измерять давление следует как на входе в гидроусилитель, так и на выходе из него. Сопротивление протеканию жидкости (р0) определяется как разница полученных результатов.

2.3.6. Определение центрирования золотника распределителя.

Рулевой механизм устанавливают на стенде в соответствии с п. 2.3.4. Включают насос стенда. Входной вал поворачивают до создания максимального давления, затем медленно и плавно нагрузку снимают. Золотник должен вернуться в нейтральное положение. Остаточное давление не должно быть более 1,1 р0.

Испытание повторяется при повороте в другую сторону.

2.3.7. Определение внутренних утечек жидкости, в основном, проводится следующим образом.

Рулевой механизм устанавливают на стенде в соответствии с п. 2.3.4. Дополнительно в сливную магистраль системы встраивают устройство для замера расхода, жидкости. Клапан-ограничитель давления регулируется на давление 0,9 рmax. Поворотом входного вала золотник перемещается в крайнее положение. Измерение расхода жидкости начинается через 5 с после того, как установится давление 0,9 рmах и продолжается 30 с. Измерения выполняются по три раза при поворотах входного вала вправо и влево. По результатам замеров определяются средние значения утечек в дм3/мин при поворотах вправо и влево.

2.3.8. Определение внутреннего трения в рулевом механизме.

2.3.8.1. Потери на трение при приложении момента на входном валу определяют как при работающем насосе, так и при слитой жидкости. Вал сошки не нагружают. Скорость вращения входного вала из одного крайнего положения в другое устанавливают равным 0,5 об/с. Зачетными считаются максимальные значения прикладываемого момента при вращении в одну сторону. Испытание повторяют по три раза в каждую сторону.

2.3.8.2. Потери на трение в рулевом механизме при вращении вала сошки определяют как при работающем насосе, так и при слитой жидкости. Входной вал не нагружают. Вал сошки поворачивают моментом со скоростью 1 об/мин из одного крайнего положения в другое. В качестве зачетного принимают максимальное значение момента. Испытание повторяют три раза в обе стороны.

2.3.9. Определение механического люфта (jм) рулевого механизма.

Механический люфт рулевого механизма определяют по характеристике Мс = f(j) (черт. 2). Рулевой механизм устанавливают на стенде в соответствии с п. 2.3.4, но насос не включают. Плавным поворотом рулевого вала со скоростью ~ 0,3 об/с входной вал поворачивают до упора (до начала резкого возрастания усилия на входном валу (в начале в одну, затем в другую сторону и обратно. При этом записывают характеристику. Механический люфт (jм) определяют как расстояние по оси абсцисс между точками пересечения характеристики со значениями DMс = ± 1 Н•м (черт. 2).

СТ СЭВ 1629-79 Грузовые автомобили и автобусы. Рулевые механизмы. Технические требования

Черт. 2

2.3.10. Определение упругого механического люфта (jMe). На графике характеристики, полученной по п. 2.3.9, определяют расстояние по оси абсцисс между точками начала резкого увеличения момента МС (черт. 2).

2.3.11. Определение гидравлического люфта (jг).

СТ СЭВ 1629-79 Грузовые автомобили и автобусы. Рулевые механизмы. Технические требования

Черт. 3

Рулевой механизм устанавливается на стенде в соответствии с п. 2.3.4 и включается насос стенда. При повороте входного вала рулевого механизма в обе стороны со скоростью ~ 0,3 об/с с помощью регистрирующего устройства записывается характеристика p = f (j) (черт. 3). Гидравлический люфт определяют как расстояние по оси абсцисс между точками пересечения характеристики с ординатой р = р0 + 0,1 МПа (черт. 3).

2.3.12. Определение упругости рулевого механизма (jе) (черт. 4).

СТ СЭВ 1629-79 Грузовые автомобили и автобусы. Рулевые механизмы. Технические требования

Черт. 4

Рулевой механизм устанавливают на стенде в соответствии с п. 2.3.4. Клапан ограничения давления регулируют по п. 2.3.1. При работающем насосе поворотом входного вала сначала в одну затем в другую сторону давление в системе увеличивают до максимального. При этом измеряется угол поворота рулевого вала.

2.3.13. Определение углового передаточного отношения рулевого механизма.

Гидросистему усилителя не заполняют рабочей жидкостью. Вал сошки не фиксируют и не нагружают. Входной вал поворачивают из одного крайнего положения в другой и обратно. При этом с помощью регистрирующего прибора записывают зависимость угла поворота вала сошки от угла поворота входного вала (черт. 5).

Углы Dj и D? графически определяют на ветвях увеличения углов j и ? для десяти точек характеристики, как минимум (по пять точек в каждую сторону), и определяют угловое передаточное отношение i = Dj/D?.

Строят график зависимости i=f(?). Кроме того, по характеристике ? = f(j) определяют:

число поворотов входного вала из одного крайнего положения в другое;

угол поворота вала сошки из одного крайнего положения в другое.

СТ СЭВ 1629-79 Грузовые автомобили и автобусы. Рулевые механизмы. Технические требования

Черт. 5

2.3.14. При определении механического к.п.д. (?v) в режиме «cверху вниз» рабочая жидкость должна быть слита. Вал сошки руля нагружают моментом величиной 20 % (0,2 МСmaх) от максимального момента на валу сошки руля. Входной вал поворачивают плавно между крайними положениями со скоростью 0,5 об/с. В ходе поворачивания регистрируют: моменты на входном валу Мв и валу сошки МС, а также углы поворота входного вала j и вала сошки ?. Из записанных величин путем выбора данных, замеренных в среднем положении и в положениях ± 18° вала сошки руля (всего в 6 местах, исходя из среднего положения вправо до упора, и после этого влево до упора, с последующим поворачиванием в среднее положение), к.п.д. рассчитывают по следующей формуле

k = 1 … 18

Механический к.п.д. определяется как минимальное значение из результатов всех измерений.

2.3.15. Выполнение требований, указанных в пп. 1.1 - 1.4, проверяется наружным осмотром и в случае необходимости соответствующими измерениями.

2.3.16. Протокол испытания.

Результаты испытаний оформляются протоколом, который должен содержать следующие основные сведения:

марка (модель) и номер рулевого механизма, дата его изготовления;

краткая техническая характеристика рулевого механизма;

место и дата испытаний;

цель и метод испытаний;

краткое описание стенда;

результаты измерений;

заключение по результатам испытаний.

3. ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Приемочные испытания вновь разработанных конструкций включают все испытания, предусмотренные настоящим стандартом. Испытания по пп. 2.3.12 и 2.3.13 выполняются только на одном образце.

3.2. Все выпускаемые рулевые механизмы подвергаются испытаниям по пп. 2.3.1 - 2.3.8 (только при слитой жидкости на входном валу); 2.3.11 и 2.3.15.

3.3. Периодические контрольные испытания включают в себя все испытания, кроме предусмотренных в п. 2.3.13.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термин

Обозначение

Определение

1. Рулевой механизм с гидроусилителем (рулевой механизм)*

Агрегат автомобиля, предназначенный для увеличения момента, создаваемого водителем на рулевом колесе с целью поворота управляемых колес транспортного средства как за счет механического редуцирования, так и за счет дополнительного источника энергии

2. Рулевой механизм с гидроусилителем интегрального типа (рулевой механизм интегрального типа)

Рулевой механизм, у которого механический редуктор и элементы гидроусилителя скомпонованы в одном блоке

3. Рулевой механизм с гидроусилителем полуинтегрального типа (рулевой механизм полуинтегрального типа)

Рулевой механизм, у которого механический редуктор, распределитель гидроусилителя расположены в одном блоке, а гидромотор (силовой цилиндр)* выполнен отдельно

4. Рулевой механизм с гидроусилителем нейтрального типа (рулевой механизм нейтрального типа)

Рулевой механизм, у которого механический редуктор, распределитель гидроусилителя и силовой цилиндр расположены отдельно (расположение распределителя и силового цилиндра в одном блоке)

5. Момент на валу сошки номинальный

МСном

Момент, развиваемый рулевым механизмом с гидроусилителем на валу сошки при максимальном давлении в гидроусилителе

6. Момент на входном валу номинальный

MВном

Момент, который необходимо приложить к входному валу рулевого механизма, чтобы создать максимальное давление в системе гидроусилителя

7. Механический люфт

jм

Суммарный поворот входного вала, необходимый для создания заданного малого момента на валу закрепленной в нейтральном положении сошки вначале в одном, затем в другом направлениях при выключенном насосе гидроусилителя

8. Упругий механический люфт

jме

Суммарный поворот входного вала при выключенном насосе, необходимом для перемещения золотника распределителя гидроусилителя из одного крайнего положения в другое

9. Гидравлический люфт

jг

Суммарный угол поворота входного вала в обе стороны при включенном насосе, необходимый для повышения давления в гидросистеме до заданной величины

10. Кинематическое передаточное отношение рулевого механизма

i

Частное от деления произвольного малого угла поворота входного вала на соответствующий угол поворота вала сошки

11. Упругость рулевого механизма

jе

Свойство, характеризуемое углом поворота входного вала рулевого механизма, при котором давление в системе достигает максимального значения.

12. Необходимая подача жидкости

Q

Производительность гидравлического насоса при заданном давлении

* В скобках указаны сокращенные термины, которые используются в настоящем стандарте взамен основных, в случаях, не допускающих неверное толкование.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. Автор - делегация ВНР в Постоянной Комиссии по машиностроению.

2. Тема - 17.074.09-77.

3. Стандарт СЭВ утвержден на 45-м заседании ПКС.

4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:

Страны - члены СЭВ

Срок начала применения стандарта СЭВ в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству

Срок начала применения стандарта СЭВ в народном хозяйстве

НРБ

Январь 1982 г.

Январь 1982 г.

ВНР

Январь 1981 г.

Январь 1982 г.

СРВ

ГДР

Январь 1981 г.

Январь 1982 г.

Республика Куба

-

-

МНР

ПНР

Январь 1981 г.

Январь 1982 г.

СРР

Январь 1981 г.

-

СССР

Январь 1981 г.

Январь 1982 г.

ЧССР

Январь 1982 г.

Январь 1982 г.

5. Срок первой проверки - 1984 г., периодичность проверки - 5 лет.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Технические требования. 1

2. Методы испытаний. 3

3. Объем испытаний. 9

Приложение Термины и определения. 9




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика