doc_act

НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001 Локомотивы и специальный подвижной состав железных дорог. Кресло машиниста. Нормы безопасности

Реклама

  Скачать документ



НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001

НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ



Реклама

ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ
САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

КРЕСЛО МАШИНИСТА

Нормы безопасности



Реклама



Реклама

Москва



Реклама

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Департамента здравоохранения МПС Российской Федерации (ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ), ОАО Научно-производственное объединение «Звезда» (ОАО HПП «Звезда») и ГУП Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)

ИСПОЛНИТЕЛИ:



Реклама

от ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ Т.Г. Берсенева, А.Г. Лексин, Н.Г. Лосавио, к.т.н., Н.И. Минеева, Б.И. Школьников, к.м.н.

от ОАО НПП «ЗВЕЗДА» А.С. Барер, д.м.н.. В.К. Костин, В.А. Наумов, к.т.н., А.А. Шейкин, к.м.н.

от ГУП ВНИТИ МПС России Ю.В. Мещерин, к.т.н., А.А. Рыбалов, к.т.н., В.А. Пузанов, к.т.н.

ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России

2 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 17.05.2001 № М-852у



Реклама

3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

4 ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением, утвержденным распоряжением МПС России от 27.05.2003 № 522р.

СОДЕРЖАНИЕ



Реклама

1 Область применения. 2

2 Нормы безопасности. 2

Приложение А.. 7

Приложение Б. 7

Приложение Г. Нормативная диаграмма действительного напряжения сжатия покладки спинки. 8

Приложение Д.. 8

НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001



Реклама

НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ
САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

КРЕСЛО МАШИНИСТА

Нормы безопасности

Дата введения 2001-05-17

1 Область применения

Настоящие нормы безопасности распространяются на кресла машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава и кресла машинистов, управляющих движением (транспортный режим) специального подвижного состава единой сети железных дорог Российской Федерации и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

(Измененная редакция, распоряжение МПС России 27.05.2003 № 522р).

2 Нормы безопасности

Нормы безопасности, предъявляемые к креслу машиниста, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.

(Измененная редакция, распоряжение МПС России 27.05.2003 № 522р).

«Нормы безопасности кресла машиниста»

Таблица 1

Наименование сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю

Нормативное значение сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя

Регламентируемый способ подтверждения

1

2

3

4

5

1. Соответствие конструктивных параметров кресла антропометрическим размерам мужского контингента

1.1. Высота поверхности сиденья (без учета высоты устройства крепления кресла к полу), мм

ГОСТ 21889 (п.п. 1.7, 3.3)

400 - 420 мм

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.2. Регулировка сиденья по высоте, мм, не менее

ГОСТ 21889 (п. 3.3)

ГОСТ 12.2.056 (п. 3.4.2)

80

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.3. Продольное смещение сиденья кресла от крайнего переднего до крайнего заднего положения, мм, не менее

Устанавливается настоящими нормами

200

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.4. Ширина сиденья, мм, не менее

ГОСТ 21889 (п. 3.4)

410

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.5. Глубина сиденья, мм, не менее

ГОСТ 21889 (п. 3.5)

400

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.6. Высота спинки с заголовником, мм (не распространяется на кресло машиниста маневрового локомотива, ССПС с кабинами по типу маневрового локомотива)

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6,3.11)

ГОСТ В24951 (код h22)

840 - 870

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.7. Высота опорной поверхности заголовника, мм

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.12)

180 - 260

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.8. Ширина заголовника, мм, не менее

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.14)

175

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.9. Ширина спинки, мм, не менее

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6,3.6.5)

390

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.10. Высота подлокотника, мм

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.7)

230 - 250

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.11. Длина подлокотника, мм

ГОСТ 21889 (п.п. 1,6, 3.8)

300 - 400

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.12. Ширина подлокотника, мм, не менее

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6,3.9)

50

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

1.13. Расстояние между внутренними гранями подлокотников, мм, не менее

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.10)

500

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

2. Эргономическое соответствие формируемой креслом позы

2.1. Вынос опорной поверхности заголовника вперед от линии спинки, мм, не более

ГОСТ В24951 (п.п. 1.6, 3.19)

25

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

2.2. Наклон подлокотников от горизонтали, град.:

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.20)

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

нерегулируемый

0 - 5

регулируемый

0 - 20

2.3. Наклон сиденья (опорной поверхности) к горизонтали, град.

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.17)

0 - 7

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

2.4. Наклон спинки относительно сиденья (со ступенчатой регулировкой), град.

ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.19)

95 - 115

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Испытания

2.5. Вершина поясничной опоры от плоскости сиденья регулируемая, мм

ГОСТ 21889 (п. 3.18)

140 - 250

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000

Испытания

3. Эргономическое и конструктивное соответствие конфигурации и механических характеристик смягчающих прокладок

3.1. Напряжения сжатия прокладки для сиденья, ?Н, мм

ГОСТ 21889 (п. 2.2)

Приложение А

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000

Экспертиза

3.2. Толщина прокладки для спинки под поясничным лордозом, мм, не более

ГОСТ 21889 (п. 2.2)

35

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000

Экспертиза

3.3. Напряжения сжатия прокладки для спинки, ?Н, мм

ГОСТ 21889 (п. 2.2)

Приложение Б

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000

Экспертиза

4. Преодолимость усилий сопротивления на органах управления механизмами регулировок кресла:

4.1. При перемещении вертикальной рукоятки, кГс, не более:

ГОСТ 21753 (п. 2.2)

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000

Испытания

- от себя

для левой руки - 10

для правой руки - 15

- к себе

для левой руки - 11

для правой руки - 11

- влево

для левой руки - 5

для правой руки - 9

- вниз, вверх

для левой руки - 8

для правой руки - 9

4.2. При перемещении горизонтальной рукоятки, кГс, не более:

ГОСТ 21753 (п. 2.2)

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000

Испытания

- от себя

для левой руки - 15

для правой руки - 15

- к себе

для левой руки - 6

для правой руки - 9

- влево

для левой руки - 6

для правой руки - 8

- вправо

для левой руки - 7

для правой руки - 9

- вниз

для левой руки - 8

для правой руки - 10

- вверх

для левой руки - 7

для правой руки - 10

4.3. При вращении кисти предплечьем, кГс, не более:

ГОСТ 21753 (п. 2.2)

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000

Испытания

- с пронацией

для левой руки - 6

для правой руки - 14

- с супинацией

для левой руки - 6

для правой руки - 14

4.4. При сжатии рукоятки двухрычажного типа кистью, кГс, не более

ГОСТ 21753 (п. 2.2)

для левой руки - 11

для правой руки - 12

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000

Испытания

4.5. При захвате пальцами рычага с разнонаправленным движением, кГс, не более

ГОСТ 21753 (п. 2.2)

10

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000

Испытания

4.6. При перемещение кончиками пальцев, кГс, не более

ГОСТ 21753 (п. 2.2)

9

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000

Испытания

5. Экстренное покидание кресла

5.1. Время беспрепятственного покидания кресла с подготовительными операциями (откидывание подлокотников, продольное смещение кресла), с, не более

Устанавливается настоящими нормами

3

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000

Испытания

6. Прочность элементов кресла

6.1. Обеспечение прочности сиденья при вертикальной нагрузке 2400 Н

ГОСТ 21889 (п. 1.13)

отсутствие остаточных деформаций

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 100-2000

Испытания

6.2. Обеспечение прочности спинки при горизонтальной нагрузке 1200 Н

ГОСТ 21889 (п. 1.13)

отсутствие остаточных деформаций

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 100-2000

Испытания

6.3. Обеспечение прочности подлокотника при вертикальной нагрузке 1000 Н

ГОСТ 21889 (п. 1.13)

отсутствие остаточных деформаций

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 100-2000

Испытания

7. Работоспособность механизмов кресла

7.1. Работоспособность механизма регулировки подвески под массу машиниста при 200 переключениях

ГОСТ 21889 (п. 1.9)

сохранение характеристик по усилию переключения и фиксации

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000

Испытания

7.2. Работоспособность механизма перемещения сиденья в продольном направлении при 500 перемещениях

ГОСТ 21889 (п. 1.9)

сохранение характеристик по усилию переключения и фиксации

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000

Испытания

7.3. Работоспособность механизма перемещения сиденья в вертикальном направлении при 300 перемещениях

ГОСТ 21889 (п. 1.9)

сохранение характеристик по усилию перестановки и фиксации

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000

Испытания

7.4. Работоспособность механизма регулировки положения спинки кресла при 400 отклонениях

ГОСТ 21889 (п. 1.9)

сохранение характеристик по усилию перестановки на органах управления и фиксации спинки

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000

Испытания

8. Коэффициент передачи вертикальной вибрации кресла машиниста (Ki) в диапазонах частот:

Устанавливается настоящими нормами

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 099-2000

Испытания

1 - 4 Гц, не более

5 - 8 Гц, не более

1,2

10 - 80 Гц, не более

0,7

0,5

9. Санитарно-химические показатели

9.1. Потенциальная биологическая опасность продуктов деструкции полимерных и синтетических конструкционных и отделочных материалов кресла в нормальных условиях

ГОСТ 21889 (п. 1.12)

ГН 2.1.6.1338

ПДК №№ 1-610

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 103-2000

Испытания

9.2. Соответствие примененных в конструкции и отделке неметаллических материалов требованиям санитарно-химической и токсикологической безопасности при горении и в нормальных условиях

ГОСТ 21889 (п. 1.12)

Наличие санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов пожарной безопасности на все примененные полимерные материалы

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 103-2000

Экспертиза санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов пожарной безопасности

9.3. Сила запаха по 5-ти балльной шкале, балл, не более

ГОСТ 21889 (п.п. 1.12, 1.13)

2

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 103-2000

Испытания

10. Напряженность электростатического поля на поверхностях кресла в зонах контакта с телом машиниста, кВ/м, не более

ГОСТ 21889 (п. 1.12)

МСанПиН 001 (п. 4.7.1)

15

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 101-2000

Испытания

(Новая редакция, Изм.)

Нормативные значения сертификационного показателя устанавливаются данными нормами безопасности.

Меньшие усилия относятся к левой руке («10 - 15» - «левая рука - правая рука»)

«Перечень нормативных документов»

Таблица 2

Обозначение НД

Наименование НД

Кем утвержден Год издания

1

2

3

ГОСТ 12.2.056-81

Стандарт системы безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

1981

ГОСТ 21753-76

Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

1977

ГОСТ 21889-76

Система «человек-машина». Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования

1979

ГОСТ В24951-81

Антропометрия летного состава. Статические и динамические размеры

1982

ГН 2.1.6.1338-03

Гигиенические нормативы. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

2003

МСанПиН 001-96

Межгосударственные санитарные правила и нормы. Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях

1997

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000

Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей соответствия конструктивных параметров кресла машиниста антропометрическим размерам мужского населения и эргономического соответствия формируемой креслом позы

2000

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000

Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей эргономического и конструктивного соответствия конфигурации и механических смягчающих прокладок

2000

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000

Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей преодолимости усилий на органах управления механизмами регулировок кресла

2000

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 099-2000

Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателя «коэффициенты вибропередачи кресла машиниста»

2000

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 100-2000

Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей прочности основных элементов кресла

2000

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 101-2000

Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Методика испытаний по проверке показателя напряженности электростатического поля на поверхностях кресла в зонах контакта с телом машиниста

2000

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000

Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей работоспособности механизмов кресла

2000

СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 103-2000

Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по санитарно-химическим показателям

2000

(Новая редакция, Изм.)

Приложение А
(обязательное)

НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001 Локомотивы и специальный подвижной состав железных дорог. Кресло машиниста. Нормы безопасности

(Новая редакция, Изм.)

Приложение Б
(обязательное)

НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001 Локомотивы и специальный подвижной состав железных дорог. Кресло машиниста. Нормы безопасности

(Новая редакция Изм.)

Приложение В исключено. Изм.

Приложение Г
(обязательное)

Нормативная диаграмма действительного напряжения сжатия покладки спинки

НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001 Локомотивы и специальный подвижной состав железных дорог. Кресло машиниста. Нормы безопасности

Приложение Д
(обязательное)

НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001 Локомотивы и специальный подвижной состав железных дорог. Кресло машиниста. Нормы безопасности

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Изменение

Номера листов (страниц)

Номер документа

Подпись

Дата

Срок введения изменения

измененных

замененных

новых

аннулированных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Изменение

I, II, III, 1

1, 2, 15

Распоряжение от 27.05.2003 № 522р

27.05.2003

Изменение

Приложение № 1 к приказу Минтранса России от 26.03.09 № 47

С момента публикации документа




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика