doc_act

ГОСТ 26725-97 Полувагоны четырехосные универсальные магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие ТУ

Реклама

  Скачать документ



ГОСТ 26725-97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ



Реклама

ПОЛУВАГОНЫ ЧЕТЫРЕХОСНЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ



Реклама

Минск

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным Техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны»



Реклама

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12-97 от 21 ноября 1997 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Белоруссия

Госстандарт Белоруссии

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

3Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 июня 1998 г. № 251 межгосударственный стандарт ГОСТ 26725-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1999 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 26725-85



Реклама

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Основные параметры и размеры.. 3

4 Технические требования. 3

4.1 Общие требования. 3

4.2 Требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям.. 4

4.3 Требования к надежности. 4

4.4 Маркировка. 4

4.5 Комплектность. 5

5 Требования безопасности и охраны окружающей среды.. 5

6 Приемка. 6

7 Методы контроля. 6

8 Транспортирование. 7

9 Указания по эксплуатации. 7

Приложение А Библиография. 7

ГОСТ 26725-97



Реклама

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПОЛУВАГОНЫ ЧЕТЫРЕХОСНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Общие технические условия

Freight gondolas for main lines with the track 1520 mm. General specifications

Дата введения 1999-07-01



Реклама

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на четырехосные полувагоны, предназначенные для перевозки грузов, не требующих, в основном, укрытия от атмосферных осадков, как насыпных, непылевидных, так и перевозимых навалом (за исключением горячих температурой более 100 °С), штабельных и штучных с креплением их в соответствии с требованиями правил погрузки.

Обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды изложены в 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1 - 4.2.3, 4.2.5 - 4.2.6, 4.2.8 - 4.2.10, 4.3, 4.4, 6.1 - 6.6, 6.9, разделах 5, 7, 9.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения

ГОСТ 535-88Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия



Реклама

ГОСТ 977-88Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1205-73Колодки чугунные, тормозные для вагонов и тендеров железных дорог широкой колеи. Конструкция и основные размеры

ГОСТ 3475-81Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры

ГОСТ 7409-90 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия для разработки технологий получения лакокрасочных покрытий

ГОСТ 9238-83Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм



Реклама

ГОСТ 9246-79Тележки двухосные грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

ГОСТ 14637-89Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 15150-69Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16523-89Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия

ГОСТ 19281-89Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 22235-76Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

ГОСТ 22253-76Аппараты поглощающие пружинно-фрикционные для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 22703-91Детали литые автосцепного устройства подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

3 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

3.1Основные параметры и размеры полувагонов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Значение показателя

3.1.1 Грузоподъемность, т, не менее

75 (70*)

3.1.2 Объем кузова, м3

85 - 88

3.1.3 Удельный объем, м3/т, не менее

1,13**

3.1.4 Расчетная нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс)

245,0 (25); 230,0 (23,5)

3.1.5 База вагона, мм

8650

3.1.6 Длина вагона по осям сцепления автосцепок, мм

13920

3.1.7 Конструкционная скорость, км/ч

120

3.1.8 Габарит по ГОСТ 9238

1 - ВМ

* Для полувагонов на тележках с расчетной нагрузкой от колесной пары на рельсы 230,0 кН (23,5 тс).

** Соответствует грузоподъемности 75 т и объему кузова 85 м3.

Примечание - Отклонение показателей от номинальных значений не более 1 %.

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1 Общие требования

4.1.1Полувагоны следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

4.1.2Полувагоны следует изготавливать в исполнении У, категории I по ГОСТ 15150. Другие виды исполнений полувагонов или их узлов определяют в технических заданиях на конкретные модели полувагонов, в технических условиях (далее - ТУ) на их изготовление.

4.1.3Полувагоны должны иметь кузов, включающий в себя раму с крышками люков, боковые и торцевые стены или двери, оборудованные верхними и нижними запорами и устройствами для фиксирования створок двери в открытом положении и должны быть оборудованы:

- двухосными тележками по ГОСТ 9246 или другим нормативным документам;

- автоматическим тормозом с воздухораспределителем, авторежимом, регулятором тормозной рычажной передачи;

- стояночным тормозом;

- автосцепными устройствами по ГОСТ 22703 с установочными размерами по ГОСТ 3475, с поглощающими аппаратами по ГОСТ 22253.

В соответствии с заказом полувагоны оборудуют автосцепными устройствами с поглощающими аппаратами повышенной энергоемкости, значение которой устанавливают в ТУ на полувагоны конкретных моделей.

4.2 Требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям

4.2.1Конструкция полувагонов должна соответствовать требованиям действующих «Норм для расчета и проектирования вагонов железных дорог колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].

4.2.2Конструкция полувагонов, выпускаемых по настоящему стандарту, должна обеспечивать взаимозаменяемость крышек люков, запорных механизмов люков.

4.2.3 Для изготовления деталей несущей конструкции полувагонов из проката следует применять низколегированные стали по ГОСТ 19281или другие коррозионностойкие стали, показатели свойств которых равны или превышают показатели свойств сталей по ГОСТ 19281, по согласованию с заказчиком.

Сталь из проката для свариваемых деталей должна содержать углерода не более 0,23 %.

4.2.4 Для остальных деталей может применяться прокат по ГОСТ 535, ГОСТ 14637, ГОСТ 16523.

4.2.5Тормозная рычажная передача полувагона должна быть оборудована композиционными тормозными колодками и предусматривать установку чугунных колодок по ГОСТ 1205.

4.2.6Стальные литые детали полувагонов - по ГОСТ 977, содержание углерода в привариваемых и ремонтируемых сваркой отливках должно быть не более 0,25 %.

4.2.7Допускается изготовление литых стальных деталей по конструкторской документации, согласованной с заказчиком.

4.2.8Подготовка деталей и сборочных единиц к выполнению сварочных работ, марки применяемых электродов, методы сварки должны соответствовать нормативным документам.

4.2.9Требования к лакокрасочным покрытиям и нанесение их на полувагон должны соответствовать ГОСТ 7409.

4.2.10Конструкция полувагонов должна обеспечивать применение средств механизации, предусматриваемых ГОСТ 22235 и не вызывающих повреждений полувагонов при погрузочно-разгрузочных работах.

4.3 Требования к надежности

4.3.1 85 %-ный срок службы до списания - не менее 22 лет.

4.3.2 90 %-ный срок службы до первого капитального ремонта - не менее 12 лет.

4.3.3 95 %-ный срок службы до первого деповского ремонта - три года.

Критерии отказа - в соответствии с действующей документацией на ремонт и списание вагонов.

4.3.4 На сборочные единицы и детали показатели надежности устанавливают в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями на них.

4.4 Маркировка

4.4.1 На каждом полувагоне в местах, установленных рабочими чертежами, должна быть нанесена маркировка, включающая:

- товарный знак;

- порядковый номер полувагона по системе нумерации потребителя и заказчика;

- грузоподъемность;

- объем кузова;

- массу тары;

- дату выпуска полувагона;

- другие сведения по требованию потребителя и заказчика.

4.4.2 На наружной поверхности хребтовой балки рамы полувагона должна быть приварена металлическая табличка с указанием:

- наименования предприятия-изготовителя или товарного знака;

- марки стали хребтовой балки;

- года изготовления;

- порядкового номера по системе нумерации предприятия-изготовителя.

4.5 Комплектность

4.5.1 В комплект поставки полувагона должны входить:

- полувагон;

- паспорт технический грузового вагона (форма ВУ4);

- эксплуатационная документация (техническое описание и инструкция по эксплуатации).

4.5.2Ремонтную документацию и модусные запасные части поставляют при необходимости в соответствии с договором на поставку или контрактом. Номенклатуру ремонтной документации устанавливают по согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем.

5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

5.1 При проектировании и изготовлении полувагонов следует выполнять следующие требования безопасности.

5.1.1 Полувагон должен соответствовать «Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта», согласованным и утвержденным в установленном порядке [2].

5.1.2Конструкция полувагона и расположение оборудования должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала, а также удобный доступ к оборудованию при осмотре, ремонте, монтаже и демонтаже.

5.1.3Полувагон должен быть оборудован:

- поручнями, подножками и лестницами по нормативным документам;

- кронштейнами для установки поездных сигналов;

- лесными скобами для установки лесных стоек;

- увязочными устройствами внутри кузова для крепления грузов, прочность увязочных устройств должна обеспечивать передачу усилий: верхних и средних - 25 кН (2,5 тс), нижних - 150 кН (15 тс). Устройства, расположенные в верхней части полувагона с внешней стороны для обвязки грузов, рассчитывают на усилие 30 кН (3,0 тс);

- приспособлениями, обеспечивающими крепление створок торцевых дверей в открытом положении;

- скобами для подтягивания полувагона;

- механизмом, облегчающим подъем крышек люков.

5.1.4Тормозная рычажная передача должна иметь предохранительные устройства, исключающие падение ее деталей на путь.

5.1.5 На концевой балке, не оборудованной приводом стояночного тормоза, должен быть установлен поручень составителя.

5.1.6Запорные механизмы крышек люков в эксплуатации должны обеспечивать работоспособность без увязки проволокой или применения каких-либо других вспомогательных устройств.

5.1.7Конструкция полувагона с торцевыми дверями должна обеспечивать возможность использования типовых переходных мостков между полувагонами для передвижения колесной техники внутри состава.

5.2Следует выполнять следующие требования охраны окружающей среды.

5.2.1 Зазор между крышкой люка и нижней обвязкой боковой стены между закидками должен быть не более 2 мм.

5.2.2 Зазор в углах между крышкой люка, нижней обвязкой, двутавром и верхним листом - не более 5 мм на длине 40 мм.

5.2.3 Зазоры по остальному периметру крышки люка - не более 3 мм, при этом местные зазоры допускаются не более 4 мм длиной не более 150 мм и суммарной длиной не более 20 % соответствующей стороны крышки.

5.2.4Перекрытие элементов рамы над крышкой люка устанавливают по согласованной в установленном порядке конструкторской документации.

6 ПРИЕМКА

6.1 Для проверки соответствия полувагонов требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

6.2Приемо-сдаточным испытаниям следует подвергать каждый полувагон.

6.3 При приемо-сдаточных испытаниях проверяют: соответствие полувагона требованиям настоящего стандарта в объеме, установленном техническими условиями на конкретный вагон; требованиям чертежей и другой действующей документации; правильность сборки и установки тележек, автосцепного устройства, тормозного оборудования, дверей, крышек люков, внутреннего оборудования; качество окраски, наличие клейм и надписей.

6.4Требования 4.2.1, 4.3.1, 4.3.2, 5.1.1 - 5.1.4, 5.1.6, 5.1.7 проверяют при приемочных испытаниях по ГОСТ 15.001. При необходимости, соответствие требованиям 4.3.1 - 4.3.3 подтверждают при типовых испытаниях.

6.5Контроль выполнения требований охраны окружающей среды 5.2.1 - 5.2.3 конструкции полувагона следует проводить при приемо-сдаточных испытаниях.

6.6Периодическим испытаниям подвергают один вновь изготовленный и выдержавший приемо-сдаточные испытания полувагон каждой модели в установленные сроки.

6.7Периодические испытания с целью контроля стабильности качества полувагона проводят предприятие-изготовитель и представители заказчика.

При периодических испытаниях проверяют параметры и значения показателей назначения, предусмотренные техническими условиями и стандартами при проведении приемо-сдаточных испытаний, а также подвергают проверке на функционирование механизмы и устройства.

6.8Типовым испытаниям подвергают полувагоны, выдержавшие приемо-сдаточные испытания, после внесения изменений в конструкцию или технологию для оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений по программе и методике, утвержденной в установленном порядке.

Решение о проведении типовых испытаний принимает предприятие-изготовитель по согласованию с заказчиком и государственным органом управления железными дорогами.

6.9Результаты периодических испытаний оформляют протоколом. Протокол должен отражать результаты приемо-сдаточных испытаний. Результаты типовых испытаний оформляют отчетом с приложением протокола приемо-сдаточных испытаний.

6.10Испытания проводят по программе, разработанной предприятием-изготовителем и согласованной с заказчиком. В программе устанавливают объем, порядок и методику проведения испытаний.

6.11Испытания проводят организации, имеющие статус испытательной организации, в соответствии с ГОСТ 15.001.

7 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

7.1 При контроле полувагонов следует применять средства измерений, обеспечивающие необходимую и достаточную точность измерений по чертежам и технологическим процессам.

7.2Контроль массы тары следует проводить взвешиванием полувагона на вагонных весах с погрешностью до 50 кг.

7.3Контроль нагрузки от колесной пары на рельсы, объема кузова и удельного объема следует проводить расчетным методом.

7.4Грузоподъемность, конструкционная скорость, соответствие конструкции «Нормам для расчета и проектирования вагонов железных дорог колеи 1520 мм (несамоходных)» следует проверять по методикам, утвержденным в установленном порядке.

7.5Контроль габаритов по ГОСТ 9238проводят пропуском полувагона через габаритную рамку.

7.6Контроль качества окраски - по ГОСТ 7409.

7.7Контроль комплектующих изделий и материалов следует проводить в процессе входного контроля в соответствии с требованиями нормативных документов.

7.8Контроль подготовки деталей к сварке, выполнение сварочных работ, контроль качества сварных швов и соединений проводят по нормативным документам.

7.9Требования 4.3.1 - 4.3.3 проверяют расчетно-экспериментальным методом по данным статистического учета состояния и ремонта полувагонов в эксплуатации. При контроле учитывают только конструкционно-производственные отказы.

7.10Контроль зазоров между крышкой люка и примыкающими элементами рамы (5.2.1 - 5.2.3) осуществляют с помощью щупов и линеек.

8 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

Полувагоны следует транспортировать к месту эксплуатации по железной дороге, как груз на своих осях.

9 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

9.1 При эксплуатации полувагонов следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации, разработанной предприятием-изготовителем, требованиями ГОСТ 22235, техническими условиями погрузки и крепления грузов и нормативными документами на полувагон, а также утвержденными в установленном порядке инструкциями и правилами по содержанию, ремонту, обслуживанию и эксплуатации как полувагонов в целом, так и их составных частей.

9.2 Не допускается использовать для перемещения и выполнения маневров элементы полувагона, за исключением специально предназначенных.

9.3 Не допускается замена в эксплуатации элементов (узлов) полувагонов другими, отличающимися по конструкции или материалам от предусмотренных в чертежах изготовителя, без его согласования.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных), ГосНИИВ, ВНИИЖТ, 1996

[2] Типовые требования по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта, ЦНИИМПС, ВНИИЖГ, ВНИИВ, 1968

Ключевые слова: четырехосные полувагоны, основные размеры, технические требования, требования безопасности, транспортирование, эксплуатация




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика