doc_act

ОСТ 1.02522-84 Самолеты и вертолеты. Сбор, учет и анализ информации о коррозионных поражениях

Реклама

 

  Скачать документ

 



ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ

Сбор, учёт и анализ информации о коррозионных поражениях

ОСТ 1 02522-84

Введен впервые

Распоряжением Министерства от 30 ноября 1984 г. № 298-65 срок введения установлен с 1 января 1986 г.

Настоящий стандарт устанавливает порядок сбора, учета и анализа информации о коррозионных поражениях самолетов и вертолетов (в дальнейшем изложении - изделия) с целью создания и реализации мероприятий, повышающих коррозионную стойкость и надежность изделий.



Реклама

1. ПОРЯДОК СБОРА И УЧЕТА ИНФОРМАЦИИ О КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ИЗДЕЛИЙ

1.1. Информация о коррозионных поражениях, выявленных на эксплуатируемых изделиях, должна поступать в соответствующие организации и предприятия отрасли на этапах:

- технического обслуживания в процессе эксплуатации;

- исследования технического состояния изделий;

- авторского надзора;



Реклама

- ремонта.

1.2. Источниками информации являются:

- карточки учета неисправностей авиатехники;

- отчеты (акты) по обобщению опыта эксплуатации изделий научно-исследовательскими организациями заказчика;

- обобщенные отчеты по исследованию технического состояния изделий, находящихся в эксплуатации, в том числе и за границей;



Реклама

- статистические отчеты о состоянии ремонтируемой авиационной техники;

- листки запросов технических решений.

1.3. В информации о коррозионных поражениях должны быть указаны:

- элементы конструкции, подверженные коррозии;

- внешние признаки коррозии (налет продуктов коррозии, расслоение металла, пятна, точки, язвы, раковины и т.д.);



Реклама

- степень коррозии (глубина, площадь);

- предполагаемая причина коррозии;

- методы устранения коррозии;

- эффективность мероприятий по устранению коррозии;

- наработка изделия в часах полета, циклах работы и календарный срок службы с начала эксплуатации и наработка после предыдущего контроля коррозионного состояния.



Реклама

1.4. Работы по обнаружению коррозионных поражений и их устранение в процессе эксплуатации на этапе технического обслуживания следует проводить в соответствии с «Руководством по технической эксплуатации» и «Регламентом технического обслуживания», при необходимости дополненных «Картами контроля коррозионных поражений», являющихся иллюстрационным материалом к технологическим картам.

Пример оформления «Карты контроля коррозионных поражений» приведен в рекомендуемом приложении 1.

Номер «Карты контроля коррозионных поражений» состоит из номера системы и подсистемы по ГОСТ 18675-79 и порядкового номера. Обозначение зоны, подзоны и участка производится в соответствии с ОСТ 1 00264-78.

1.5. В «Картах контроля коррозионных поражений» приводятся элементы конструкции, коррозионные поражения которых относятся к категории значительных дефектов, влияющих на безопасность эксплуатации и ресурс, и критических дефектов, при наличии которых эксплуатация недопустима, и требующие повышенного внимания при осмотрах.

Необходимость разработки «Карт контроля коррозионных поражений» и включения их в эксплуатационную документацию определяется совместным решением предприятия-разработчика и заказчика.



Реклама

1.6. Обнаруженное коррозионное поражение оформляется «Карточкой учета неисправностей авиатехники».

В графе «Внешнее проявление» при наличии «Карты контроля коррозионных поражений» указывается ее номер.

1.7. Работы по исследованию технического состояния изделий, в том числе и их коррозионного состояния, проводятся в соответствии с «Директивным планом увеличения ресурса» и «Планом авторского надзора» по соответствующему плану-графику и программе преимущественно на изделиях, эксплуатирующихся в различных климатических условиях с опережающей наработкой (календарным сроком службы).

1.8. Исследование коррозионного состояния изделий проводит группа специалистов от предприятия-разработчика изделия, представителей научно-исследовательских институтов (НИИ) заказчиков, представителей головного предприятия по материалам и противокоррозионной защите, представителей авиаремонтного предприятия и представителей предприятия-изготовителя.

1.9. По результатам работ составляется «Акт исследования коррозионного состояния изделия», являющийся разделом «Акта исследования технического состояния изделия».



Реклама

Оформление «Акта исследования коррозионного состояния изделия» приведено в приложении 2.

При наличии рекомендаций в «Акте исследования коррозионного состояния изделия» разрабатывается «План мероприятий по устранению и предупреждению коррозионных поражений изделия».

Оформление «Плана мероприятий по устранению и предупреждению коррозионных поражений изделия» приведено в приложении 3.

Допускается оформлять его разделом «Плана мероприятий по изделию в целом».

1.10. Предприятие-разработчик на основании имеющейся информации о коррозионных поражениях, отнесенных к категории значительных и критических дефектов, по согласованию с заказчиком разрабатывает «Карты учета коррозионных поражений», приведенные в приложении 4, являющиеся иллюстрированным материалом к «Руководству по ремонту» и направляет их на ремонтное предприятие для заполнения.



Реклама

Копии заполненных «Карт учета коррозионных поражений» предприятие-разработчик получает от ремонтного предприятия вместе со статистическим отчетом.

1.11. Ремонтное предприятие на вновь обнаруженное коррозионное поражение, которое может быть отнесено к категории значительных или критических дефектов, составляет листок запроса технического решения, в котором должно проводиться описание коррозионного поражения в соответствии с пунктом 1.3.

1.12. Разработчик совместно с заказчиком принимает решение по запросу и определяет необходимость внесения дефекта в «Карту контроля коррозионных поражений» для эксплуатации и «Карту учета коррозионных поражений» для ремонтного предприятия, введя соответствующие дополнения в «Руководство по технической эксплуатации» и «Руководство по ремонту».

2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ИЗДЕЛИЙ

2.1. При анализе информации о коррозионных поражениях изделий службой надежности ремонтного предприятия заказчика, разработчика, серийного завода выявляются:

- количество пораженных коррозией сборочных единиц (деталей) данного наименования в парке изделий с данной наработкой по системам, сборочные единицы (детали), коррозионные поражения которых носят массовый характер при данной наработке (сроке службы) изделий;

- наработку или срок службы до появления коррозии;

- влияние климатических условий на коррозионную стойкость;

- конструктивные, технологические, производственные, ремонтные, эксплуатационные недостатки, являющиеся основными причинами коррозионных поражений;

- элементы конструкции, на которых обнаружены виды коррозии (коррозионное растрескивание, межкристаллитная коррозия, расслаивающая коррозия и т.д.), могущие привести к значительным и критическим дефектам;

- зоны, в которых наиболее часто возникают коррозионные поражения элементов конструкции;

- элементы конструкции, размеры коррозионных поражений которых превышают допустимые ремонтные размеры деталей;

- трудоемкость устранения коррозии.

2.2. На основании анализа полученной информации о коррозионных поражениях изделий предприятие-разработчик совместно с представителем заказчика при разработчике и предприятием-изготовителем разрабатывают отчет о коррозионном состоянии изделий с последующим согласованием его с головной организацией по материалам и противокоррозионной защите и направляет в НИИ заказчика и другие заинтересованные организации.

В отчете должны найти отражение:

- оценка эффективности противокоррозионной защиты изделия;

- определение эффективности проведенных доработок;

- определение эффективности регламентных и ремонтных работ по объему и периодичности;

- разработка мероприятий по устранению и предупреждению коррозии сборочных единиц (деталей), определяющих безопасность полетов, размеры коррозионных поражений которых превышают допустимые ремонтные размеры деталей;

- разработка мероприятий по дальнейшему совершенствованию конструкции в области противокоррозионной защиты и повышение ее уровня;

- разработка мероприятий по устранению эксплуатационных и ремонтных недостатков по предупреждению коррозии в процессе эксплуатации;

- уточнение ресурсов и сроков службы изделий, периодичности их технического обслуживания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемое

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ КАРТЫ КОНТРОЛЯ КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ

ОСТ 1.02522-84 Самолеты и вертолеты. Сбор, учет и анализ информации о коррозионных пораженияхОСТ 1.02522-84 Самолеты и вертолеты. Сбор, учет и анализ информации о коррозионных поражениях

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное

ОФОРМЛЕНИЕ «АКТА ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ ИЗДЕЛИЯ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель предприятия,
на котором проводится исследование

________________ / ___________ /

«____» ________________ 19___ г.

 

АКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ ИЗДЕЛИЯ ________

 

Настоящий акт составлен комиссией в составе:

представителей предприятия-разработчика _________________________________

_____________________________________________________________________

инициалы, фамилия

НИИ заказчика _______________________________________________________

______________________________________________________________________

инициалы, фамилия

головного предприятия по материалам и противокоррозионной защите _______

______________________________________________________________________

инициалы, фамилия

ремонтного предприятия _______________________________________________

инициалы, фамилия

предприятия-изготовителя _____________ (при необходимости) _____________

_______________________________________________________________________

инициалы, фамилия

в том, что проведено исследование коррозионного состояния изделия __________

_______________________________________________________________________

наименование изделия, номер

на основании ___________________________________________________________

приказ, распоряжение и т.д.

Изделие _____________________________________________________________

наименование изделия, номер, предприятие-изготовитель,

_______________________________________________________________________

дата изготовления, наработка изделия в часах полета, циклах работы и

_______________________________________________________________________

календарный срок службы изделия с начала эксплуатации и после предыдущего

_______________________________________________________________________

исследования коррозионного состояния, данные о ремонтах

_______________________________________________________________________

место базирования

В результате исследования коррозионного состояния изделия выявлено:

_____________________________________________________________________

выявленные коррозионные поражения по системам, узлам и т.д.

Оценка коррозионного состояния ________________________________________

выводы о коррозионном

______________________________________________________________________

состоянии изделия

 

Предприятие-разработчик ___________ _____________________________

подпись, инициалы, фамилия

Предприятие-изготовитель __________ ______________________________

подпись, инициалы, фамилия

Представитель головного предприятия

по материалам и противокоррозионной защите ___________ ________________

подпись, инициалы, фамилия

НИИ заказчика _______________________

подпись, инициалы, фамилия

Ремонтное предприятие _______________________

подпись, инициалы, фамилия


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обязательное

ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ ИЗДЕЛИЙ

УТВЕРЖДАЮ

Главный конструктор предприятия-разработчика __________________

________________ / ___________ /

«____» ________________ 19 ___ г.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ ИЗДЕЛИЯ __________

 

Система (подсистема) по ГОСТ 18675-79

Наименование узла, детали, номер чертежа

Описание вида коррозии

Причина коррозии

Мероприятия

Примечание

для эксплуатации

для ремонтного предприятия

для разработчика

для изготовителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписи разработчиков плана мероприятий

___________

должность

________

подпись

_______________

инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Обязательное

ОФОРМЛЕНИЕ «КАРТЫ УЧЕТА КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ»

Изделие

КАРТА УЧЕТА КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ № ________

Система

Узел

Деталь

Краткая характеристика коррозионного поражения

 

Фото, схема и др.

Описание коррозионного поражения, его вид. Данные о материале, марка сплава, термообработка, система антикоррозионной защиты

 

Предполагаемая или явная причина коррозии

 

Рекомендация по устранению коррозии

 

Повторяемость

Метод устранения

Трудоемкость

Стоимость

Дата

Номер изделия

Наработка

Год выпуска

Климатическая зона

Параметры коррозии: глубина, мм; площадь, мм2

 

 

 

ч (кол. посадок)

Допустимая норма коррозии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод обнаружения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия по предупреждению коррозии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие

Сигнальный документ -

Фамилия составителя

Подпись

Дата

Приложение на _____ листах

 

 

 

                       

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Порядок сбора и учета информации о коррозионных поражениях изделий. 1

2. Анализ информации о коррозионных поражениях изделий. 2

Приложение 1. Пример оформления карты контроля коррозионных поражений. 3

Приложение 2. Оформление «акта исследования коррозионного состояния изделия». 4

Приложение 3. Оформление плана мероприятий по устранению и предупреждению коррозионных поражений изделий. 5

Приложение 4. Оформление «карты учета коррозионных поражений». 6

 




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика