doc_act

МУК 4.3.2231-07 Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов

  Скачать документ



Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ




Оценка акустической нагрузки
в кабинах экипажей воздушных судов
при составлении санитарно-гигиенической
характеристики условий труда
лётного состава гражданской авиации

Методические указания
K 4.3.2231-07




1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (В.Д. Глуховский).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 21 июня 2007 г. № 2).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 июля 2007 г.

4. Введены в действие с 1 октября 2007 г.




5. Введены впервые.

Содержание




1. Назначение и область применения

2. Общие положения

3. Расчет эквивалентного уровня шума в полёте за оцениваемый период лётной работы

Приложение 1.

Протокол расчета эквивалентного уровня шума в полетес учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы

Приложение 2.

Средние значения уровней шума, создаваемого в условиях крейсерского полета в кабинах экипажа отечественных самолетов и вертолётов ГА

Приложение 3.

Акустическая эффективность авиагарнитуры

Приложение 4.

Уровни звука при активном прослушивании радиоэфира

Приложение 5.

Расчет уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот

Приложение 6.

Пример оформления «Протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период лётной работы»




УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

26 июля 2007 г.

Дата введения: 1 октября 2007 г.




4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов
при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда
лётного состава гражданской авиации

Методические указания

МУК 4.3.2231-07

1. Назначение и область применения

1.1 Настоящий документ устанавливает методику оценки акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов (далее - ВС) при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лётного состава гражданской авиации (далее - ГА).




1.2 Методические указания по оценке акустической нагрузки в кабинах экипажей ВС при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лётного состава ГА (далее - указания) разработаны с учётом требований СанПиН 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для лётного состава гражданской авиации».

1.3 Указания предназначены:

- для методической помощи организациям Роспотребнадзора при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лиц лётного состава ГА с учётом специфики профессиональной деятельности и условий труда членов экипажей ВС ГА;

- организациям гражданской авиации РФ при расчёте эквивалентного уровня шума в полёте с учётом акустической эффективности авиагарнитуры (далее - АГ) и дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене за анализируемый период лётной работы.

1.4. Указания определяют требования к методу расчёта акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учётом шума под АГ, а также форму представления результатов.




2. Общие положения

2.1. Шум является одним из факторов полёта, оказывающим неблагоприятное воздействие на членов экипажей ВС ГА. Основными источниками шума в кабинах ВС ГА являются:

- силовая установка;

- система кондиционирования воздуха;

- аэродинамические шумы;

- шумы, возникающие при прослушивании радиоэфира и речевом радиообмене.

2.2 Акустическая эффективность АГ должна учитываться при расчёте акустической нагрузки на членов экипажей ВС.

2.3 Для оценки акустической нагрузки на лётный состав в кабинах экипажей ВС ГА в полёте рассчитывается эквивалентный уровень звука LAeq, дБА.

2.4 В случае превышения норм полётного времени за месяц вводится поправочный коэффициент LК, дБ.

3. Расчёт эквивалентного уровня шума в полёте за оцениваемый период лётной работы

3.1 На основании сведений по учёту полётного времени (данных лётной книжки или лётного отряда) заполняются п.п. 1 - 3.4 и графы 1, 2, 4, 6, 7 табл. 1 «Протокола расчёта эквивалентного уровня шума в полёте с учётом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период лётной работы» прилож. 1 (каждый месяц отдельно).

3.2 Графы 3 и 5 табл. 1 прилож. 1 заполняются на основании данных, приведённых в прилож. 2 и 3.

Суммируются показатели графы 3 (уровни звука в кабине ВС) с показателями, указанными в графе 5 (акустическая эффективность АГ); результат заносится в графу 8 (уровни звука с учётом АГ).

В графу 9 табл. 1 прилож. 1 заносятся данные в соответствии с п. 2 прилож. 4.

3.3 При определении дополнительной акустической нагрузки, в соответствии с п. 1 прилож. 4, графы 3 и 5 не заполняются. Данные измерений и расчётов вносятся соответственно в графы 8 и 9 табл. 1 прилож. 1.

3.4 Эквивалентный уровень звука LAeq,T, дБА, рассчитывают по формуле:

,

(1)

где LAeq,T - эквивалентный уровень звука в интервале Тi (ч);

Т - фактическое полётное время (ч);

Тi - продолжительность оцениваемого периода полёта (ч);

i = 1, 2, ... n, где п - номер интервала.

Полётное время в часах рассчитывается по формуле:

(2)

Длительности периодов полёта определяются по данным хронометража, выполненного в условиях реальных полётов.

При невозможности выполнения хронометража в условиях реального полёта длительность периода активного прослушивания эфира и речевого радиообмена принимается равной 33 %, а длительность периода воздействия уровня звука с учётом АГ (графа 8 табл. 1 прилож. 1) принимается равной 67 % фактического полётного времени Тi, (графа 6 и 7 табл. 1 прилож. 1) за месяц в часах.

В случае превышения норм полётного времени для данного периода (месяца), рассчитывается поправочный коэффициент LK, дБ.

(3)

где Т - фактическое полётное время (ч);

Тпо - норма полётного времени (ч).

Поправочный коэффициент добавляется к LAeq,T, за конкретный месяц.

Полученный результат заносится в графу 10 табл. 1 прилож. 1.

3.5 В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с прилож. 6.

3.6 В прилож. 6 приведен пример оформления «Протокола расчёта эквивалентного уровня шума в полёте с учётом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период лётной работы».

3.7 Графа 11 (превышение нормы (дБА) заполняется в соответствии с действующими нормативными документами (в настоящее время действует СанПиН 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для лётного состава гражданской авиации»).

Приложение 1

Протокол расчёта эквивалентного уровня шума в полёте
с учётом дополнительной акустической нагрузки
за оцениваемый период лётной работы

1. Работник

(фамилия, имя, отчество)

1.1. Год рождения

2. Наименование предприятия (работодателя)

полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,

форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ

3. Профессия или должность работника

по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94

3.1. Общий стаж работы

3.2. Стаж работы в данной профессии (должности)

3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов (налёт часов) ________________________________________________

3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке)

Таблица 1

Показатели акустической нагрузки (дБА)

Год и месяц работы ГА

Тип ВС

Уровни звука в кабине ВС (дБА)

Тип применяемой

АГ

Акустическая эффективность АГ (дБА)

Фактическое полётное время за месяц

Уровни звука с учётом АГ (дБА)

Уровни звука при активном прослушивании радио-эфира (дБА)

Lэкв (дБА)

Превышение нормы (дБА)

ч

мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Расчёт эквивалентного уровня шума с учётом дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за анализируемый период лётной работы выполнил ______________________________________________________________________

должность, наименование отдела, отделения

Подпись

(Ф.,И.,О. полностью)

Расчёт эквивалентного уровня шума выполнен в ____ экз.

С расчётом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель

Работник (доверенное лицо)

«____» __________________ 20 ____ г.

«____» __________________ 20 ____ г.

М.П.

Приложение 2

Средние значения уровней шума, создаваемого в условиях крейсерского
полёта в кабинах экипажа отечественных самолётов и вертолётов ГА

Тип ВС

La,
дБА

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

31,5

63

125

250

500

100

2000

4000

8000

Уровни звукового давления, дБ

Самолёты с ТРД

Ту-104

93

-

86

82

85

88

90

85

78

67

Ту-124

86

81

86

70

81

86

80

74

69

61

Ту-134 А

89

80

80

78

80

82

86

83

78

70

Ту-154 М

77

81

74

73

70

70

70

70

69

69

Ту-154

84

78

78

80

76

77

78

78

74

72

Ту-144

89

84

78

74

79

84

84

82

80

80

Ил-62 (Ил-62 М)

89

86

84

82

80

83

84

84

74

72

Ил-76 Т

84

78

77

80

81

81

81

76

72

70

Ил-76 ТД

87

84

83

82

84

85

83

79

69

62

Ил-86

81

80

79

80

83

80

77

73

69

59

Ил-96-300

77

74

79

78

78

77

64

66

68

50

Як-40

86

79

80

82

82

80

80

80

76

72

Як-42

83

83

75

71

71

80

79

75

70

63

Самолёты с ТВД

Ту-114

89

86

90

92

90

84

82

80

72

68

Ил-18

84

77

98

92

84

81

75

72

72

70

Ан-3

96

98

105

105

98

92

89

87

86

85

Ан-12

90

80

94

86

86

85

85

82

78

75

Ан-24

92

82

102

99

96

88

80

82

74

74

Ан-26

92

83

103

102

96

91

80

71

66

64

Ан-30

92

82

102

99

96

88

80

82

74

74

Ан-28

98

94

103

102

101

91

91

87

83

78

Ан-74

87

80

83

78

80

82

82

82

77

72

Л-410

109

78

112

114

108

97

86

81

77

76

Л-410 УВП Э

95

88

90

103

97

88

84

78

71

69

Самолёты с поршневыми двигателями

Ил-14

89

-

98

93

92

84

81

85

72

72

Ан-2

102

104

108

108

104

100

94

86

82

75

Ан-14

84

95

100

94

86

80

76

68

64

62

Як-18 Т

104

104

105

107

101

96

90

91

91

86

Ли-2 (ДС-3)

100

-

106

106

106

94

91

84

78

70

Вертолёты

Ми-1

88

97

100

93

87

80

80

81

83

81

Ми-2

94

101

98

98

92

92

90

81

75

68

Ми-2 СХ

102

103

96

99

100

94

86

100

88

79

Ми-4

103

-

112

110

106

102

90

84

74

66

Ми-6

84

101

100

94

86

81

76

70

68

79

Ми-8

89

96

102

96

88

86

86

84

78

72

Ми-10 К

88

98

99

100

88

82

77

75

70

73

Ми-26 Т

88

90

91

94

89

86

82

74

69

62

Ка-26

102

109

101

106

102

100

96

92

80

68

Ка-32

95

100

103

100

97

92

89

84

81

80

В-3

96

100

93

90

88

92

93

87

85

85

Приложение 3

Акустическая эффективность авиагарнитуры

Тип авиагарнитуры

Акустическая эффективность АГ* (дБА)

Среднее ослабление шума (дБ) на частотах, Гц

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

АГ-2

0,85

1

1

3

2

10

15

17

АГ-2М

-2,83

2

2

5

6

21

27

30

Г-63

-22,55

22

25

28

30

34

40

42

ГСШ-С12А (АГ-3)

-4,22

3

1

5

11

18

30

29

ГСШ-А-18

-10,02

5

7

11

17

28

32

30

ГСШ-А-18Э

-6,02

0

7

6

18

20

25

30

НМЕ 45 СА

-0,7

0,3

0,9

0,3

0,7

0,3

0,3

4,0

15,2

11,9

НМЕ 1410 КА

-0,4

0,2

0,3

0,4

0,2

1,6

0,8

1,6

6,9

7,7

* Акустическая эффективность авиагарнитуры по уровню звука (дБА) рассчитана по спектральной акустической характеристике для типовых спектров шума в кабинах ВС ГА.

Приложение 4

Уровни звука при активном прослушивании радиоэфира

1. Определение дополнительной акустической нагрузки, возникающей в результате прослушивания эфира и речевом радиообмене, при расчёте эквивалентного уровня звука производится в соответствии с «Методикой определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учётом шума под авиагарнитурами».

Необходимо использовать результаты хронометража, определённого в условиях реальных полётов, выполняемых в данной организации ГА.

2. При невозможности выполнения измерений в условиях реального полёта дополнительная акустическая нагрузка принимается равной 12 дБА и суммируется с величиной, указанной в графе 8 табл. 1 (уровни звука с учётом АГ).

Приложение 5

Расчёт уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот

Расчёт уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот (дБ) рассчитывают по формуле:

,

где Li - уровень звукового давления в октавной полосе частот (дБ);

KAi - частотная А-коррекция по МЭК 651-79 (дБ) по таблице.

Таблица

Частота Гц

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Частотная А-коррекция по МЭК 651-79 (KAi)дБ

-39,4

-26,2

-16,1

-8,6

-3,2

0,0

1,2

1,0

-1,1

Приложение 6

Пример оформления «Протокола расчёта
эквивалентного уровня шума в полёте с учётом
дополнительной акустической нагрузки
за оцениваемый период лётной работы»

1. Работник

Иванов Иван Иванович

(фамилия, имя, отчество)

1.1. Год рождения

1952 год

2. Наименование предприятия (работодателя)

ОАО «КДА авиалинии»

123456, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 37, к. 37, Москва аэропорт Быково

полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,

ОКПО 23456789, ОКОНХ 5689

форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ

2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.)

л/о № 36

воздушных судов Ту-154

3. Профессия или должность работника

2-й пилот ВС Ту-154

по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94

3.1. Общий стаж работы

29 лет

3.2. Стаж работы в данной профессии (должности)

пилот - 27 лет

3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ и

неблагоприятных производственных факторов (налёт часов)

15000 ч

3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) В 1978 г. после окончания л/у назначен на должность 2-го пилота, в 1980 г. КВС Ан-2, в 1983 г. переведен на должность 2-го пилота ВС Ан-24, в 1991 г. переведён на должность 2-го пилота ВС Ту-154 по настоящее время.

Таблица

Показатели акустической нагрузки (дБА)

Год и месяц работы в ГА

Тип ВС

Уровни звука в кабине ВС (дБА)

Тип применяемой

АГ

Акустическая эффективность АГ (дБА)

Фактическое полетное время за месяц

Уровни звука с учетом АГ (дБА)

Уровни звука при активном прослушивании радио-эфира (дБА)

(дБА)

Превышение нормы (дБА)

ч

мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1983 г.

январь

Ан-2

102

АГ-2

0,85

57

30

102,85

110,56

20,56

февраль

Ан-2

102

АГ-2М

-2,83

57

30

99,17

106,88

16,88

март

Ан-24

92

ГСШ-С12А

-4,22

59

40

87,78

95,49

15,49

апрель

Ан-24

92

ГСШ-А-18

-10,02

59

40

81,98

89,69

9,69

1991 г.

март

Ту-154

84

ГСШ-А-18

-10,02

70

10

73,98

81,69

1,69

май

Ту-154М

77

ГСШ-А-18

-10,02

57

30

66,98

74,69

-5,31

июнь

Ту-154М

77

ГСШ-А-18Э

-6,02

57

30

70,98

78,69

-1,31

Расчёт эквивалентного уровня шума с учётом дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за анализируемый период лётной работы выполнил инженер по технике безопасности ОАО «КДА авиалинии»

должность, наименование отдела, отделения

Подпись

Петр Петрович Петров

(Ф.,И.,О. полностью)

Расчёт эквивалентного уровня шума выполнен в 3 экз.

С расчётом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель

Работник (доверенное лицо)

Зам. генерального директора по производственной деятельности

С.С. Сидоров

И.И. Иванов

«____» __________________ 2007 г.

«____» __________________ 2007 г.

М.П.




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика