doc_act

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Реклама

  Скачать документ



НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ (НИИСФ)
ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию
цветовой отделки интерьеров
общественных зданий



Реклама

Москва Стройиздат 1984

Рекомендовано к изданию решением секции строительной светотехники НТС НИИСФ Госстроя СССР.

Содержат общие положения по выбору значений параметров отделки интерьеров общественных зданий, конкретные рекомендации для помещений общеобразовательных школ, административных зданий, универсамов, домов отдыха для семейных с детьми, методику проектирования цветовой отделки, способы определения цветовых параметров.



Реклама

Для архитекторов, проектирующих цветовую отделку интерьеров; дизайнеров, проектирующих цветовую отделку оборудования.

Табл. 19, ил. 10

Авторы: кандидаты техн. наук М.И. Краснов, Н.М. Беляева; инж. Т.Б. Дозорцева; канд. техн. наук Ю.С. Рябов (НИИСФ Госстроя СССР); канд. техн. наук Г.В. Каменская, инж. Л.П. Юдин (ЦНИИЭП инженерного оборудования); канд. техн. наук. А.Б. Матвеев (МЭИ); архит. Е.С. Боровская (ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий); канд. архитектуры Л.Б. Цилли (ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов); канд. техн. наук Е.С. Пономарева (Белорусский политехнический институт).

ПРЕДИСЛОВИЕ



Реклама

Цветовая отделка поверхностей интерьера является составляющей светоцветовой среды (СЦС) помещений. СЦС - это в свою очередь элемент среды жизнедеятельности людей, воспринимаемый человеком по соотношениям яркостей и цветностей в пространстве и времени.

СЦС формируется с помощью следующих средств: величины и направленности световых потоков, спектральных характеристик естественного и искусственного света; спектральных и интегральных характеристик отделочных и светопропускающих материалов.

Цветовые параметры отделки находятся в зависимости от характеристик освещения. В частности, характеристики одного и того же цвета зависят от цветопередачи и цветности излучения источников света, освещающих его; общий характер среды: «активизирующий», «угнетающе-сумеречный», «нейтральный» - зависит от сочетания уровня освещенности, цветности освещения и отделки. Это говорит о том, что проектирование цветовой отделки архитекторами и проектирование освещения светотехниками должно осуществляться в творческом содружестве и быть направлено к одной цели - созданию комфортной СЦС для жизнедеятельности людей.

Для решения поставленной задачи важно знать и учитывать характер деятельности человека, особенности воздействия цвета на человека и восприятия цвета в разных условиях наблюдения.

Деятельность человека в помещениях зданий, отнесенных к категории общественных, разнообразна. Зрительная работа может соответствовать работе в производственных помещениях (ателье, конструкторские бюро и т.д.) или ограничиваться лишь обзором интерьера (помещения для лечения, отдыха). Объекты труда могут быть цветными и ахроматическими, работа может быть точной и малой точности, с высокой степенью напряжения и без него.



Реклама

В зависимости от вида зрительной работы требования к цветовой отделке меняются. Для формулирования требований зрительные работы классифицированы по трем признакам: «требования к цветоразличению», «точность зрительной работы», «степень психофизиологической нагрузки».

При создании комфортной СЦС в интерьере принять выделять две основные группы требований к цветовой отделке: физиолого-гигиенические и психоэстетические.

От цветовых параметров, отнесенных к физиолого-гигиеническим, непосредственно зависят чувствительность зрительного анализатора и, следовательно, работоспособность человека. Например, цветоразличительная способность глаза в ахроматическом окружении выше, чем в цветовом. В связи с этим для работ, связанных с контролем цвета, например, предусматривают отделку поверхности интерьера ахроматическими цветами. С другой стороны, установлено, что для точных зрительных работ при отсутствии требований к цветоразличению окружение без цветовых контрастов не полезно - вызывает снижение работоспособности и повышение утомления, вероятно из-за монотонности среды. Насыщенные цвета больших по площади поверхностей способствуют быстрому развитию утомления. Оптимальными по зрительной работоспособности являются цвета объектов, насыщенность которых и угловые размеры установлены на основе данных, характеризующих работоспособность и утомление. Цветовой тон при работе, не связанной с цветоразличением, на работоспособность не влияет.

Цветовые параметры отделки, отнесенные к категории психоэстетических, непосредственно влияют на психологическое и эмоциональное состояние человека и только опосредованно - на его работоспособность.

Психоэстетическая роль цвета проявляется через гармоничность цветовой композиций, согласованность с природным пейзажем по колориту и контрастам. Цветовая отделка в интерьере является действенным фактором психоэмоционального воздействия на человека на основе субъективных ассоциаций. Природные ассоциации, в частности, легли в основу деления цветов на «теплые» и «холодные», «возбуждающие» и «успокаивающие», что важно учитывать в лечебных учреждениях, а при необходимости и в производственных. В комплексе параметров, регламентируемых для удовлетворения психоэстетических требований, важную роль играет цветовой тон. Характеристика цветового тона (длина волны) регламентируется в зависимости от степени психофизиологической нагрузки, светоклиматических особенностей района строительства, ориентации светопроемов, уровня освещенности.



Реклама

Для выделения частей горизонта с экстремальными характеристиками инсоляционного режима использовано понятие гелиотермической оси* в различных климатических зонах страны. В соответствии с имеющимися данными по указанному принципу выделены секторы с минимальным поступлением прямого солнечного света - «север», с максимальным - «юг», с промежуточным - «восток», «запад» (табл. 1).

Таблица 1

Светоклиматическое зонирование ориентации светопроемов



Реклама

Климатический район

Ориентация по сторонам горизонта, азимут, град.

Обозначение в таблицах

Севернее

315 - 45

Север

60° с.ш.

45 - 135 и 225 - 315

Восток, запад

135 - 225

Юг

Севернее 45° с.ш.

345 - 75

Север

Южнее

75 - 165 и 285 - 345

Восток, запад

60° с.ш.

165 - 285

Юг

Южнее

20 - 110

Север

45° с.ш.

110 - 200 и 290 - 20

Восток, запад

200 - 290

Юг

_____________

*Гелиотермическая ось - азимут солнца в момент максимальной температуры наружного воздуха; изменяет направление в зависимости от географической широты и климата.



Реклама

Для помещений, в которых выполняются различные зрительные задачи, значимость тех или иных требований различна. В помещениях для напряженных зрительных работ физиолого-гигиенические требования являются основными. Однако это не означает, что эстетика интерьера при этом не имеет значения. В помещениях, где зрительная работа сводится в основном к обзору окружающего пространства (фойе театров, актовые залы, рекреации учебных заведений и т.д.), преобладающими являются эстетические требования. Требования обеих групп для одного интерьера должны согласовываться между собой.

Совершенствование СЦС с помощью цветовой отделки невозможно без знания особенностей ощущения цвета в разных условиях наблюдения и умения выражать количественно эти ощущения. Систематизация методов оценки цветовых параметров начата в «Руководстве по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий». (М., Стройиздат, 1978). Изложенные в Руководстве методы являются основными. Дополнительно получены и используются новые данные об изменении ощущения цвета при переходе от модели цветового решения в виде колерных карт к эскизу и закономерности восприятия цвета объекта разных угловых размеров на цветном фоне, что имеет место в интерьере.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации распространяются на цветовую отделку интерьеров вновь строящихся и реконструируемых общественных зданий.



Реклама

1.2. При выборе цветовой отделки следует учитывать:

характеристики зрительной работы (табл. 2);

уровень нормируемой освещенности на рабочем месте в соответствии с точностью зрительной работы (СНиП II-4-79) (табл. 2);

степень психофизиологической нагрузки (табл. 3);

световой климат района строительства и ориентацию светопроемов помещений (СНиП II-4-79) (табл. 1).

1.3. Для обеспечения физиолого-гигиенических требований к СЦС для разных зрительных задач следует регламентировать следующие параметры (табл. 4) для центральной зоны:

оптимальное значение количества цвета для фона;

оптимальное значение цветового контраста между объектом труда и фоном; для периферической зоны - допускаемые значения количества цвета основных поверхностей и оборудования.

Примечание. Основные понятия, терминология и способы определения цветовых параметров отделки в разных условиях наблюдения приведены в прил. 1, 2.

1.4. Для обеспечения психоэстетических требований СЦС для разной степени психофизиологической нагрузки при выполнении работы по табл. 5 следует выбирать параметры:

цветовой тон;

количество цвета;

допускаемый цветовой контраст между основными поверхностями и оборудованием;

тип цветовой гармонии;

уровень требований к гармоничности цветовой отделки;

требования к характеристике направленного психоэмоционального воздействия.

1.5. Распределение помещений общественных зданий по группам в соответствии со зрительными задачами и степенью психофизиологической нагрузки следует производить по табл. 6.

1.6. Регламентированные параметры цветовой отделки следует выбирать для интерьеров общеобразовательных школ по табл. 10 - 12 (разд. 4); для административных помещений - по табл. 13 (разд. 5); для интерьеров домов отдыха семенных с детьми - по табл. 14 - 16 (разд. 6); для универсамов - по табл. 17 (разд. 7).

Таблица 2

Классификация зрительных работ по требованиям к цветоразличению

Характеристика зрительной работы

Освещенность при системе общего освещения, лк

Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличению

300 и более

Сопоставление цветов с высокими требованиями к цветоразличению

300 и более

Различение цветных объектов с невысокими требованиями к цветоразличению

300 и более

От 150 до 300

Менее 150

Требования к цветоразличению отсутствуют

500 и более

От 300 до 500

От 150 до 300

Менее 150

Общее восприятие интерьера

150 и более

Таблица 3

Классификация зрительных работ по степени психофизиологической нагрузки

Группа задач

Характеристика работы (деятельности)

Степень психофизиологической нагрузки

Освещенность при системе общего освещения, лк

Различение объектов зрительной работы при фиксированном направлении линии зрения работающих на рабочую поверхность

Длительное напряжение зрения;

монотонность окружения (в том числе за счет отсутствия естественного света) и работы;

эмоциональная нагрузка;

высокая степень ответственности за принимаемое решение

Очень высокая

300 и более

Длительное напряжение зрения при сменяемости видов труда;

отсутствие выраженной монотонности работы и окружения;

отсутствие выраженной эмоциональной нагрузки

Высокая

300 и более

Различение объектов зрительной работы при фиксированном направлении линии зрения работающих на рабочую поверхность

Сопоставимые по времени доли зрительной и физической нагрузки;

постоянное общее наблюдение за ходом процесса

Умеренная

От 150 до 300

Менее 150

Различение объектов зрительной работы при нефиксированном направлении линии зрения работающих на рабочую поверхность

Любая, сопровождаемая общением людей

Умеренная

Слабая

300 и более

От 150 до 300

Менее 150

Обзор окружающего пространства при очень кратковременном, эпизодическом различении объектов, общая ориентировка в пространстве интерьера

Общение людей

Слабая

160 и более

Таблица 4

Параметры цветовой отделки, отвечающие физиологическим требованиям (сочетание ахроматического оборудования на цветном фоне или цветного оборудования на ахроматическом фоне, фон - рабочая поверхность)

Требования к цветоразличению (по табл. 2)

Угловой размер, цветного фона, оборудования в пределах рабочей поверхности* ?ф, ?обор, град

Освещенность рабочей поверхности при системе общего освещения E, лк

Цветовые параметры основных поверхностей

Фон и оборудование в пределах центральной зоны (оптимальные значения)

Периферическая зона (допускаемые значения)

угловой размер поверхности* ?, град

количество цвета Q, пороги

количество цвета Q, пороги

цветовой контраст объекта труда с фоном или оборудованием ?E, пороги

Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличению

10 - 90

300 и более

0

Определяется цветом объекта, заданного технологическим процессом

90 - 180**

0 - 10

Сопоставление цвета с высокими требованиями и цветоразличению

10 - 90

300 и более

10

То же

90 - 130

0 - 15

130 - 180

0 - 10

От 150 до 300

15

»

90 - 130

0 - 20

130 - 180

0 - 15

Различение цветных объектов с невысокими требованиями к цветоразличению

10 - 50

300 и более

30

40

90 - 130

0 - 20

130 - 180

0 - 15

От 150 до 300

40

40

90 - 130

0 - 25

130 - 180

0 - 20

Менее 150

40

50

90 - 130

0 - 30

130 - 180

0 - 20

50 - 90

300 и более

20

30

90 - 130

0 - 15

130 - 180

0 - 10

От 150 до 300

30

30

90 - 130

0 - 20

130 - 180

0 - 15

Менее 150

30

30

90 - 130

0 - 25

130 - 180

0 - 20

Требования к цветоразличению отсутствуют

10 - 30

500 и более

40

40

90 - 130

10-20

От 300 до 600

50

50

10-30

От 150 до 300

60

60

0 - 30

Менее 150

40 - 60

40 - 60

0 - 40

30 - 50

500 и более

30

30

90 - 130

10 - 20

От 300 до 500

40

40

10 - 30

От 150 до 300

50

50

0 - 30

Менее 150

30 - 50

30 - 50

0 - 40

50 - 70

500 и более

25

25

10 - 20

От 300 до 500

35

35

10 - 30

От 150 до 300

45

45

0 - 30

Менее 150

20 - 45

20 - 45

0 - 40

70 - 90

500 и более

20

20

10 - 20

От 300 до 500

30

30

10 - 30

От 150 до 300

30

40

0 - 30

Менее 150

10 - 40

10 - 40

0 - 40

*Угловой размер поверхностей определяется по методике, изложенной в прил. 1.

** При угловом размере поверхности ? 130° не рекомендуется окрашивать всю площадь в один цвет, а следует применять для окраски несколько цветов. Если необходимо ахроматическое окружение, следует предусмотреть сочетание поверхностей с различным коэффициентом отражения.

Таблица 4а

Параметры цветовой отделки, отвечающие физиологическим требованиям (сочетание цветного оборудования на цветном фоне при работе с ахроматическими объектами, фон - рабочая поверхность)

Требования к цветоразличению (по табл. 2)

Угловой размер оборудования в пределах рабочей поверхности ?обор, град

Освещенность рабочей поверхности при системе общего освещения Е, лк

Цветовые параметры основных поверхностей

Фон и оборудование в пределах центральной зоны (оптимальные значения)

Периферическая зона (допускаемые значения)

количество цвета фона Qф, пороги

количество цвета оборудования Qобор, пороги

цветовой контраст объекта труда с фоном или оборудованием ?E, пороги

угловой размер поверхности ?, град

количество цвета Q, пороги

Требования к цветоразличению отсутствуют

10 - 30

500 и более

10

20

30

90 - 130

10 - 15

От 300 до 500

10

30

10 - 20

От 150 до 300

15

30

0 - 20

Менее 150

20

35

0 - 30

30 - 50

500 и более

10

20

30

10 - 15

От 300 до 500

15

25

10 - 20

От 150 до 300

20

25

0 - 20

Менее 150

20

30

0 - 30

50 - 70

500 и более

15

15

30

10 - 15

От 300 до 500

20

20

10 - 20

От 150 до 300

20

20

0 - 20

Менее 150

30

20

0 - 30

70 - 90

500 и более

20

10

30

10 - 15

От 300 до 500

30

10

10 - 20

От 150 до 300

30

20

0 - 20

Менее 150

30

30

0 - 30

Таблица 5

Параметры цветовой отделки, отвечающие психоэстетическим требованиям

Степень психофизиологической нагрузки

Освещенность при системе общего освещения Е, лк

Цветовой тон при различной ориентации светопроемов ?, нм

Количество цвета Q, пороги

Цветовой контраст ?Е, пороги

Цветовая гармония

Уровень требований к гармоничности цветовой отделки

север

восток, запад

юг

Районы севернее. 45° с.ш., южнее 60° с.ш.

Очень высокая

300 и более

530 - 610

480 - 610

460 - 580

По табл. 4

По табл. 4

Нюансная

Высокий

Высокая

300 и более

530 - 610

480 - 610

460 - 580

»

Средний

Умеренная

От 150 до 300

Менее 150

530 - 610

500 - 610

500 - 580

Контрастная

Средний, малый,

Слабая

От 150 до 500

Менее 150

530 - 610

500 - 610

500 - 580

Допускается повышение на одну ступень по сравнению с табл. 4

Допускается повышение на одну ступень по сравнению с табл. 4

Любая

Средний

Районы севернее 60° с.ш.

Очень высокая, высокая

300 и более

550 - 590

500 - 610

500 - 610

Снижается на одну ступень по сравнению с табл. 4

Нюансная

Высокий

Умеренная

От 150 до 300

Менее 150

550 - 590

520 - 610

510 - 610

Контрастная, нюансная

Средний, малый

Слабая

От 150 до 500

Менее 150

550 - 590

520 - 610

510 - 610

По табл. 4

Любая

Средний

Районы южнее 45° с.ш.

Очень высокая

300 и более

510 - 610

480 - 560

760 - 560

Допускается повышение на одну ступень по сравнению с табл. 4

Нюансная

Высокий

Высокая

»

Средний

Умеренная

От 150 до 300

510 - 610

500 - 570

500 - 570

Контрастная

Средний

Менее 150

»

Малый

Слабая

От 150 до 500

Менее 150

510 - 610

500 - 570

500 - 570

Любая

Средний

Примечания: 1. В помещениях с повышенным выделением тепла рекомендуется из диапазонов ? выбирать наименьшие значения.

2. Для лечебных помещений характеристики цветовой отделки выбираются по Руководству по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий (М., Стройиздат, 1978).

3. Для полов допускается расширить диапазон ? в сторону увеличения.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ

Таблица 6

Распределение помещений общественных зданий по группам

Требования к цветоразличению

Освещенность при системе общего освещения Е, лк

Степень психофизиологической нагрузки

Помещения

Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличению

300 и более

Высокая

Аналитические лаборатории, специализированные кабинеты врачей

Сопоставление цвета с высокими требованиями к цветоразличению

300 и более

»

Лаборатории органической и неорганической химии, препараторские, мастерские подгонки готового платья, помещения для нарезки тканей

Ателье: пошивочные цехи, закройные отделения, отделения подготовки прикладных материалов, отделения ручной и машинной вязки

Ателье химической чистки одежды: отделения выведения пятен

Здравпункты: кабинеты врачей, перевязочные

Ремонтные мастерские: изготовление и ремонт головных уборов, скорняжные работы

Учебные заведения: кабинеты обслуживающих видов труда для девочек:

а) по обработке тканей (шитье),

б) кулинарии кабинеты рисования, лаборатории химии

Парикмахерские

»

Рекламно-декорационные ремонтные мастерские, макетные

Умеренная

Примерочные кабинеты магазинов

От 150 до 300

Артистические, гримерные Приемные детских дошкольных учреждений Выставочные залы

Различение цветных объектов с невысокими требованиями к цветоразличению

300 и более

Высокая

Учебные заведения: кабинеты истории, географии, военного дела, биологии

Комнаты кружков учебных заведений, клубов и дворцов культуры

Операционный зал, кредитная группа, кассовый зал, помещения для пересчета денег клиентами, кассирами, инкассаторная, кладовая ценностей финансового учреждения.

Помещения главных касс магазинов

Кондитерские цехи

Умеренная

Раздаточные предприятий общественного питания

Весовые

Помещения для подготовки товаров к продаже в магазинах: гладильные мастерские, мастерские в магазинах радио- и электротоваров

Ремонтные мастерские: ремонт обуви и галантереи, изделий из пластмасс, бытовых электроприборов

Торговые залы магазинов: книжных, готового платья, белья, обуви, тканей, меховых изделий, головных уборов, парфюмерных, галантерейных, ювелирных, электро- и радиотоваров, продовольственных

Залы демонстрации новых товаров магазинов

От 150 до 300

Умеренная

Предприятия общественного питания: горячие цехи

Отделения разборки, починки и упаковки белья прачечных

Детские дошкольные учреждения: групповые, комнаты для музыкальных занятий

Разрубочные, расфасовочные, комплектовочные отдела заказов магазинов

Переплетно-брошюровочные.

Дистилляторные, стеклодувные

Моечные кухонной и столовой посуды

Проходные (проверка пропусков)

Ателье химической чистки одежды: помещения химической чистки, салоны приема и выдачи одежды

Комнаты для чистки одежды, обуви и глажения в гостиницах

Процедурные кабинеты

Различение цветных объектов с невысокими требованиями к цветоразличению

От 150 до 300

Умеренная

Детские дошкольные учреждения: раздевальные, игровые, столовые, комнаты для гимнастических занятий

Комнаты матери и ребенка

Фотографии: салоны приема и выдачи заказов

Торговые залы магазинов: посуды, мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, электробытовых машин, игрушек и канцелярских товаров

Помещения отделов заказов, бюро обслуживания магазинов

Помещения тематических выставок новых поступлений книг

Пункты проката: помещения для посетителей

Менее 150

Слабая

Кухни жилых зданий

Помещения для хранения химикатов

Архивы проб, хранение реактивов

Регулировочные сцены в театрах и дворцах

Разгрузочные помещения магазинов

Кладовые продовольственных и непродовольственных товаров

Кладовые пунктов проката.

Номера гостиниц

Слабая

Палаты санаториев и домов отдыха

Крытые бассейны.

Спортивные залы

Требования к цветоразличению отсутствуют

300 и более

Очень высокая

Проектные залы и комнаты, конструкторские, чертежные бюро

Машинописные и машиносчетные бюро

Ремонт часов, ювелирные и граверные работы, ремонт фото-, кино-, радио- и телеаппаратуры

Кабинеты технического черчения учебных заведений

Высокая

Здания управления конструкторских и проектных организаций:

кабинеты и рабочие комнаты, комнаты технической учебы, проектные кабинеты; архивы, читальные залы, помещения записи и регистрации читателей

Термостатные, термические лаборатории, физические, спектрографические, стилометрические, фотометрические, микроскопные лаборатории рентгеноструктурного анализа, механические и радиоизмерительные, лаборатории электронных устройств. Моечные

Требования к цветоразличению отсутствуют

Учебные заведения: классные комнаты, аудитории, мастерские то обработке металлов и древесины

От 150 до 300

Умеренная

Лингофонные кабинеты

Студии звукозаписи

Читательские каталоги

Помещения для электрофотографирования и микрофотографирования.

Кабинеты и комнаты преподавателей, комнаты мастера и инструктора учебных заведений

Бюро обслуживания гостиниц

Регистратура санаториев, домов отдыха, поликлиник и здравпунктов

Автоклавные

Помещения светокопирования

Отделения приема и выдачи белья

Сушильно-гладильные отделения

Помещения охраны финансовых учреждений.

Менее 150

Умеренная

Книгохранилища и архивы, помещения фонда открытого доступа

Киноаппаратные, звукоаппаратные

Моечные тары полуфабрикатов

Экспедиции

Пункты приема посуды в магазинах

Стиральные отделения прачечных

Слабая

Хозяйственные, кладовые учебных заведений

Камеры хранения

Помещения дежурного обслуживающего персонала в гостиницах

Помещения для персонала предприятий общественного питания

Загрузочные, кладовые тары предприятий общественного питания

Помещения для хранения упаковочных материалов, инвентаря и обменного фонда контейнеров магазинов

Общее восприятие интерьера

300 и более

То же

Залы, предназначенные для мероприятий республиканского и союзного значения

Эстрады актовых залов

Зрительные залы театров.

Концертные залы

От 150 до 300

»

Зрительные залы клубов

Фойе театров

Конференц-залы, залы заседаний научно-исследовательских учреждений

Актовые залы учебных заведений. Обеденные залы, буфеты

Гостиные гостиниц

Рекреации

Фойе кинотеатров, клубов

Изоляторы детских дошкольных учреждений

Менее 150

»

Спальные, веранды детских дошкольных учреждений

Зрительные залы кинотеатров

3. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЦВЕТОВОЙ ОТДЕЛКИ ИНТЕРЬЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Методика проектирования цветовой отделки общественных зданий построена на базе основных положений, изложенных в Руководстве по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий.

Проектирование цветовой отделки интерьера представляет собой многоступенчатый процесс, результатом которого является создание модели СЦС с заданными характеристиками.

Процесс моделирования цветовой среды в интерьере распадается на несколько этапов. На разных этапах архитектор оперирует различными видами моделей: предметно-пространственными (колерные карты, эскизы, макеты, экспериментальные объекты в натуре), логическими (сумма представлений о назначении помещения и характере выполняемой в нем работы) и математическими (система зависимостей, характеризующих закономерности восприятия цветовых параметров и способы их вычисления).

На каждом этапе происходят сбор и обработка информации, необходимой для перехода к следующему этапу. На первом этапе проектирования производится построение логической модели на основе комплексного анализа особенностей зрительной работы (с помощью данных табл. 1 - 3) и особенностей светового климата. В результате анализа формируются представления о:

характере зрительной работы с цветными и ахроматическими объектами;

уровне освещенности на рабочем месте в соответствии с точностью зрительной работы;

степени психофизиологической нагрузки;

световом климате района строительства и ориентации светопроемов помещений;

поле зрения (объект труда, фон, рабочая поверхность, периферическая зона) (рис. 1).

На этом этапе архитектор получает представление о системе освещения объекта и помещения, в том числе о типе источника искусственного света.

Результаты анализа рекомендуется фиксировать в табл. 7.

На втором этапе происходит составление первой предварительной математической модели цвета. На данном этапе архитектор оперирует колориметрическими понятиями цвета, что позволяет производить расчеты цветовых параметров, отвечающих условиям, заданным первой понятийной моделью. Предложенная последовательность проектирования предопределяет развитие схемы от объекта труда, фона, рабочей поверхности (центральная зона) к ближнему и дальнему окружению (периферическая зона).

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 1. Поле зрения работающего

Таблица 7

Наименование объекта...

Климатическая зона района строительства

Помещение

Характеристика зрительной работы по требованиям к цветоразличению

Освещенность при системе общего освещения; источник света

Степень психофизиологической нагрузки

Ориентация помещения, азимут, град.

Характеристика поля зрения (объект труда, фон, рабочая поверхность, периферическая зона)

На основе данных комплексного анализа в соответствии с настоящими рекомендациями определяются характеристики поверхностей оборудования и интерьера:

для центральной зоны (по табл. 4);

количество цвета Q;

цветовой контраст объекта труда с фоном или оборудованием ?Е;

для периферической зоны (по табл. 4, 5);

допускаемое количество цвета Q;

диапазон, значений цветового тона ?;

тип цветовой гармонии;

уровень требований к гармоничности цветовой отделки.

Выбранные характеристики сводятся в табл. 8.

Таблица 8

Наименование объекта...

Помещение

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

Наименование цвета и номер по цветовому кругу

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Цветовой контраст ?Е, пороги

Цветовая гармония

тип

уровень требований

На третьем этапе осуществляется построение предметно-пространственной модели на основе данных табл. 8 и параметров, установленных на основе анализа структуры внутреннего пространства интерьера по схеме (табл. 9).

Таблица 9

Наименование объекта...

Характеристика помещения

Направленность изменений характеристик

Тип цветовой гармонии

Цветовой контраст

нюансная

контрастная

большой

средний

малый

Размер

Увеличение или уменьшение

Характер замкнутости

Усиление или уменьшение

Функциональные зоны

Выявление

Композиционные центры

Выявление

Конфигурация

Изменение

На третьем этапе модель представляет собой предварительный эскиз цветового решения проектируемого интерьера.

Отбор образцов для эскиза производится по эталонам, ГОСТам, и отраслевым нормалям на серийно выпускаемое оборудование, заводским каталогам готовой продукции, альбомам колеров. Характеристики отобранных образцов контролируются при естественном свете визуальным сопоставлением с аттестованными образцами цвета из атласа цветов ВНИИметрологии им. Д.И. Менделеева, опорной шкалы СН 181-70 или Альбома колеров (авт. В.К. Крауклис, Л.: Стройиздат, 1973), осуществляемом на ахроматическом фоне.

На четвертом этапе должна происходить корректировка характеристик образцов цвета в соответствии с условиями восприятия цвета в проектируемом интерьере, а именно указанными в прил. 1 и 2 способами учитываются изменения параметра «количество цвета» при переходе от образца небольшого размера, рассматриваемого на ахроматическом фоне, к поверхности реального углового размера, наблюдаемой на цветном фоне или в перспективном изображении на эскизе.

Изменение количества цвета поверхностей объектов влечет за собой изменение величины цветового контраста.

После корректировки цветовой схемы с учетом условий наблюдения осуществляются оценка искажений цвета при запроектированном искусственном источнике света и выбор оптимальных сочетаний в соответствии с Руководством по учету цветопередачи (М.: Стройиздат, 1980).

Рекомендуется повторить табл. 8.

На пятом этапе происходит построение окончательного варианта предметно-пространственной модели в виде колерных карт, эскизов, макетов. Результатом этого этапа является составление проектной документации.

На основе представленной методики, данных о влиянии цвета на состояние человека, закономерностей восприятия цвета в разных условиях наблюдения составлены рекомендации по цветовой отделке интерьеров общеобразовательных школ, административных зданий, домов отдыха для семейных с детьми и универсамов (разделы 4 - 7). Указанные диапазоны и значения регламентируемых параметров должны быть обеспечены в интерьере. Для удовлетворения этого требования при проектировании цветовой отделки по этим рекомендациям параметры колерных карт следует предварительно откорректировать с учетом данных прил. 1, 2.

4. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА ИНТЕРЬЕРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В рабочих помещениях школы выполняются зрительные работы следующих видов (по табл. 6): сопоставление цвета - кабинеты обслуживающих видов труда, рисования и т.д.; различение цветовых объектов - кабинеты истории, географии и т.д.; работы, для которых требования к цветоразличению отсутствуют: классные комнаты и кабинеты, читальный зал, мастерские и др. Во всех этих помещениях осуществляется точная зрительная работа при фиксированной линии зрения учащихся. Степень психофизиологической нагрузки в этих помещениях высокая. При разработке проекта цветовой отделки этих помещений уделяется большое внимание физиологическим требованиям. Выбор цвета поверхностей в классе диктуется требованиями обеспечения высокой работоспособности школьников, центральную зону поля зрения занимает классная доска или верхняя поверхность стола.

В ряде помещений, предназначенных в основном для отдыха (рекреационные помещения, актовый и обеденный залы), зрительная работа характеризуется как общее восприятие интерьера. В этих помещениях параметры цветовой отделки предопределяются в основном психоэстетическими требованиями. Здесь допустимы большие контрасты по цветности и светлоте в поле зрения, активное использование декоративных элементов, средств визуальной информации, цветовых акцентов и т.д.

Цветовое решение школьного интерьера следует проектировать на основе анализа всего комплекса школьных помещений в их взаимосвязи. Исходной точкой является выбор гаммы цветов для минимальной функциональной ячейки. Минимальной функциональной ячейкой является группа смежных помещений: класс - рекреация, актовый зал - фойе, лаборатория - лаборантская, спортзал - раздевалка. Наиболее важной является ячейка класс - рекреация, так как переменному цветовому воздействию этих двух помещений ученики подвергаются наиболее часто и в постоянной ритмической последовательности.

Для разных возрастных групп цветовая схема ячейки различна по двум причинам: цветовое предпочтение не остается неизменным на протяжении всей школьной жизни ребенка; в младших классах занятия проводятся в одном помещении, а в старших - по кабинетной системе (класс А - рекреация - класс Б). Дети младшего возраста любят насыщенные цвета, преимущественно теплые, по мере роста детей их вкусы смещаются в сторону холодных ненасыщенных цветов. Это должно учитываться в помещениях для занятий, в частности помещения для занятий старшеклассников целесообразно делать отличными друг от друга по цветовому тону.

Цвет примыкающей к классу рекреации выбирается из группы контрастных цветов. В младших классах количество доминирующего в рекреации цвета должно быть М3, количество цвета акцентных цветов большое (Б1 - Б3). Для детей старшего школьного возраста рекомендуемое количество цвета M1.

Потолки в помещениях общеобразовательных школ, кроме помещений для отдыха, рекомендуется делать белыми с коэффициентом отражения 70 - 80 %. Рекомендуемые параметры цветовой отделки общеобразовательных школ приведены в табл. 10 - 12.

5. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА ИНТЕРЬЕРОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ

К административным помещениям следует отнести рабочие кабинеты, читальные залы, архивы, помещения управления проектных и научно-исследовательских учреждений и т.д. Работа в них связана со зрительным напряжением, различение объектов труда происходит при фиксированном направлении линии зрения работающего, требования к цветоразличению, как правило, отсутствуют. Степень психофизиологической нагрузки характеризуется как высокая. Центральную зону поля зрения занимает рабочий стол. Диапазоны цветовых параметров отделки приведены в табл. 13.

6. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА ИНТЕРЬЕРОВ ДОМОВ ОТДЫХА ДЛЯ СЕМЕЙНЫХ С ДЕТЬМИ

В соответствии с классификацией помещений общественных зданий (раздел 2) в различных помещениях домов отдыха выполняются различные виды зрительных работ, сопровождающиеся как фиксированной линией зрения во врачебных и процедурных кабинетах, так и общим восприятием интерьера в гостиных и холлах.

При проектировании цветовой отделки интерьера необходимо учитывать требования создания композиционного единства с другими помещениями. Например, при комплексном решении группы помещений шальная ячейка - коридор - гостиный и лифтовый холлы рекомендуется принимать цвета с увеличивающимися значениями количества цвета и цветовых контрастов (малые - для спальных ячеек, несколько большие - для коридоров и еще большие - для лифтового холла). Функциональное назначение спальных комнат требует создания успокаивающей цветовой среды.

Гостиные холлы могут иметь цветовое решение, контрастное к цветовому решению коридора. Для холлов, предназначенных для отдыха, допускается не учитывать ориентацию по сторонам горизонта.

Коридоры относятся к помещениям с нерегламентируемым характером среды. Для коридоров без естественного света рекомендуется теплая гамма, количество цвета М3. При выборе цветового тона коридоров с остеклением (галерейного типа) следует учитывать ориентацию по сторонам горизонта.

Рекомендуемые параметры цветовой отделки домов отдыха для семейных с детьми приведены в табл. 14 - 16.

Таблица 10

Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров обще образовательных школ и типы источников света

Районы севернее 60° с.ш.

Помещение

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Контраст с фоном по цветности ?Кц, пороги

Контраст с фоном по светлоте ?В, пороги

Тип цветовой гармонии

Тип источников цвета

север

восток, запад

юг

Кабинеты обслуживающих видов труда, кабинеты рисования, лаборатории и кабинеты химии

Стены

560 - 585

500 - 610

500 - 610

0 - 15

50 - 60

0 - 10

10 - 20

Нюансная

ЛЕ, ЛДЦ

Рабочие плоскости столов и парт

10 - 20

30 - 40

Пол

10 - 20

20 - 40

Классные комнаты, лаборатории физики, электротехники, кабинеты технического черчения, мастерские по обработке металлов и древесины

Классная доска

530 - 610

35 - 40

15 - 20

-

40 - 55

Нюансная

ЛБ

Стены

560 - 585

500 - 610

500 - 610

10 - 20

50 - 60

10 - 20

10 - 25

Рабочие плоскости столов и парт

20 - 35

30 - 45

Пол

10 - 20

20 - 40

Кабинеты администрации, комнаты мастера, инструктора общественных организаций

Стены

560 - 585

520 - 610

520 - 610

10 - 20

40 - 60

10 - 20

10 - 30

Нюансная

ЛБ

Рабочие плоскости стола

20 - 40

30 - 50

Пол

10 - 30

20 - 40

Рекреации, актовый и обеденный залы

Потолок

Ахроматический или слаботонированный в цвет стен

0 - 10

70 - 80

Не регламентируются

Любая

ЛБ, ЛБЦТ

Стены

550 - 585

520 - 6110

520 - 610

20 - 30

40 - 60

Пол

10 - 30

20 - 40

Таблица 11

Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров общеобразовательных школ и типы источников света

Районы севернее 45° с.ш., южнее 60° с.ш.

Помещение

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Контраст с фоном по цветности ?K, пороги

Контраст с фоном по светлоте ?В, пороги

Тип цветовой гармонии

Тип источников света

север

восток, запад

юг

Кабинеты обслуживающих видов труда, кабинеты рисования, лаборатории химии

Стены

540 - 610

480 - 610

460 - 580

0 - 15

50 - 60

5 - 15

10 - 20

Нюансная

ЛЕ, лдц

Рабочие плоскости столов и парт

0 - 10

30 - 45

Пол

0 - 20

20 - 40

Классные комнаты, лаборатории физики, электротехники, кабинеты технического черчения, мастерские по обработке металлов и древесины

Классная доска

530 - 610

35 - 40

15 - 20

-

40 - 55

Нюансная

ЛБ

Стены

540 - 610

480 - 610

460 - 580

10 - 30

50 - 60

10 - 30

10 - 25

Рабочие плоскости столов и парт

25 - 35

30 - 40

Пол

10 - 30

20 - 40

Кабинеты администрации, комната мастера, инструктора общественных организаций

Стены

540 - 610

500 - 610

500 - 580

10 - 30

40 - 60

20 - 30

10 - 30

Контрастная

ЛБ

Рабочие плоскости столов

20 - 40

30 - 45

Пол

10 - 30

20 - 40

Рекреации, актовый и обеденный залы

Потолок

Ахроматический или слаботонированный в цвет стен

0 - 10

70 - 80

Не регламентируется

Любая

ЛБ, ЛБЦТ

Стены

540 - 610

500 - 610

500 - 580

20 - 40

40 - 50

Пол

10 - 30

20 - 40

Таблица 12

Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров общеобразовательных школ и типы источников света

Районы южнее 45 ° с.ш.

Помещение

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Контраст с фоном по цветности ?Kц, пороги

Контраст с фоном по светлоте ?В, пороги

Тип цветовой гармонии

Тип источников света

север

восток, запад

юг

Кабинеты обслуживающих видов труда, кабинеты рисования, лаборатории химии

Стены

520 - 910

480 - 560

460 - 560

0 - 15

40 - 60

0 - 20

10 - 20

Нюансная

ЛЕ, лдц

Рабочие поверхности столов и парт

0 - 10

30 - 45

Пол

0 - 20

20 - 40

Классные комнаты лаборатории физики, электротехники, кабинеты технического черчения, мастерские по обработке металлов и древесины

Классная доска

530 - 610

35 - 40

15 - 20

-

40 - 56

Нюансная

ЛБ

Стены

520 - 610

480 - 560

460 - 560

20 - 30

40 - 60

20 - 30

10 - 25

Рабочие плоскости столов и парт

25 - 35

30 - 45

Пол

10 - 30

20 - 40

-

-

Кабинеты администрации, комната мастера, инструктора общественных организаций

Стены

520 - 610

500 - 570

500 - 570

15 - 40

40 - 90

20 - 40

10 - 30

Контрастная

ЛБ

Рабочие плоскости столов

20 - 40

30 - 45

Пол

10 - 30

20 - 40

Рекреации, актовый и обеденный залы

Потолок

Ахроматический или слабо тонированный в цвет стен

0 - 10

70 - 80

Не регламентируются

Любая

ЛБ, ЛБЦТ

Стены

520 - 610

500 - 570

500 - 570

30 - 50

30 - 50

Пол

10 - 30

20 - 40

Таблица 13

Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров административных помещений и типы источников света

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Контраст с фоном по цветности ?Kц, пороги

Контраст с фоном по светлоте ?В, пороги

Тип цветовой гармонии

Тип источников света

север

восток, запад

юг

Районы севернее 60° с.ш.

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

10 - 30

10 - 20

Нюансная

ЛБ

Стены

560 - 585

540 - 585

510 - 595

10 - 20

50 - 60

Пол

540 - 590

520 - 590

520 - 590

10 - 20

20 - 40

Рабочие плоскости столов и оборудования

575 - 585

25 - 35

40 - 50

Районы севернее 45° с.ш., южнее 60° с.ш.

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

20 - 30

10 - 20

Нюансная

ЛБ

Стены

540 - 585

500 - 570

480 - 570

20 - 30

50 - 60

Пол

500 - 590

520 - 590

520 - 590

20 - 30

20 - 40

Рабочие плоскости столов и оборудования

575 - 585

25 - 35

С - 50

Районы южнее 45° с.ш.

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

20 - 40

10 - 20

Нюансная

ЛБ

Стены

500 - 585

480 - 550

460 - 550

0 - 40

50 - 60

Пол

500 - 590

480 - 560

480 - 560

20 - 40

20 - 40

Рабочие плоскости столов и оборудования

575 - 585

25 - 35

40 - 50

Таблица 14

Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров домов отдыха и типы источников света

Районы севернее 60° с.ш.

Помещение

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

юг

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Контраст с фоном по цветности ?Кц, пороги

Контраст, с фоном по светлоте ?В, пороги

Тип цветовой гармония

Тип источников света

север

восток, запад

Спальные комнаты

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

10 - 20

0 - 30

Нюансная

ЛБ, лампы накаливания

Стены

575 - 590

540 - 590

540 - 590

0 - 20

50 - 65

Пол

565 - 590

565 - 590

565 - 590

0 - 25

20 - 40

Оборудование

540 - 620

460 - 600

460 - 585

30 - 40

20 - 50

Врачебные и процедурные кабинеты

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

0 - 20

0 - 35

Нюансная

ЛХЕ, ЛЕ

Стены

560 - 585

500 - 585

500 - 585

0 - 15

55 - 70

Пол

1540 - 600 490 - 600

490 - 600

0 - 30

30 - 60

Оборудование

-

-

-

-

20 - 50

Гостиные спальных корпусов

Потолок

Ахроматический или тонированный в цвет стен

0 - 15

70 - 80

Не регламентируются

Любая

ЛБ, лампы накаливания

Стены

540 - 590

480 - 590

480 - 590

10 - 30

50 - 65

Пол

520 - 600

500 - 620

500 - 620

20 - 40

20 - 40

Оборудование

580 - 620

510 - 620

480 - 580

-

20 - 40

Лифтовые холлы

Потолок

Ахроматический или тонированный в цвет стен

0 - 10

70 - 80

Не регламентируются

Контрастная

ЛБ

Стены

575 - 620

20 - 40

45 - 70

Пол

550 - 610

20 - 50

20 - 40

Таблица 15

Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров домов отдыха и типы источников света

Районы севернее 45° с.ш., южнее 60° с.ш.

Помещение

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Контраст с фоном по цветности ?Кц, пороги

Контраст с фоном по светлоте ?В, пороги

Тип цветовой гармонии

Тип источников света

север

восток, запад

юг

Спальные комнаты

Потолок

Ахроматический или тонированный в цвет стен

0 - 10

70 - 80

15 - 30

0 - 30

Нюансная

ЛБ, лампы накаливания

Стены

575 - 590

520 - 590

490 - 540

10 - 25

50 - 65

Пол

565 - 590

565 - 590

565 - 590

10 - 30

20 - 40

Оборудование

540 - 585

460 - 600

460 - 620

35 - 45

20 - 50

Врачебные и процедурные кабинеты

Потолок

Ахроматический или 565 - 575

0 - 10

70 - 80

0 - 25

0 - 35

Нюансная

ЛХЕ, ЛЕ

Стены

540 - 585

500 - 570

500 - 570

0 - 20

55 - 70

Пол

500 - 600

480 - 600

480 - 600

15 - 35

30 - 60

Оборудование

-

-

-

-

20 - 80

Гостиные спальных корпусов

Потолок

Ахроматический или тонированный в цвет стен

0 - 20

70 - 80

Не регламентируются

Любая

ЛБ, лампы накаливания

Стены

520 - 590

500 - 595

460 - 600

20 - 40

45 - 70

Пол

500 - 620

480 - 620

480 - 620

20 - 40

20 - 40

Оборудование

580 - 620

480 - 620

480 - 570

-

20 - 40

Лифтовые холлы

Потолок

Ахроматический или тонированный в цвет стен

0 - 10

70 - 80

Не регламентируются

Контрастная

ЛБ

Стены

575 - 620

20 - 55

45 - 70

Пол

550 - 610

20 - 50

20 - 40

Таблица 16

Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров домов отдыха и типы источников света

Районы южнее 45° с.ш.

Помещение

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Контраст с фоном по цветности ?Кц, пороги

Контраст с фоном по светлоте ?В, пороги

Тип цветовой гармонии

Тип источников света

север

восток, запад

юг

Спальные комнаты

Потолок

Ахроматический или тонированный в свет стен

0 - 10

70 - 80

20 - 40

0 - 30

Нюансная

ЛБ, лампы накаливания

Стены

540 - 585

470 - 580

470 - 500

15 - 30

50 - 65

Пол

500 - 600

500 - 600

500 - 600

20 - 40

20 - 40

Мебель Оборудование

510 - 620

460 - 590

460 - 550

40 - 50

20 - 50

Врачебные и процедурные кабинеты

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

0 - 30

0 - 35

Нюансная

ЛХЕ, ЛЕ

Стены

500 - 570

480 - 550

480 - 550

10 - 25

55 - 70

Пол

500 - 570

500 - 570

500 - 570

20 - 40

30 - 60

Оборудование

-

-

-

-

20 - 80

Гостиные спальных корпусов

Потолок

Ахроматический или тонированный в цвет стен

0 - 20

70 - 80

Не регламентируются

Любая

ЛБ, лампы накаливания

Стены

500 - 600

460 - 600

460 - 570

20 - 50

45 - 70

Пол

500 - 600

480 - 620

480 - 620

30 - 60

20 - 40

Оборудование

580 - 610

480 - 610

480 - 570

-

20 - 40

Лифтовые холлы

Потолок

Ахроматический или тонированный в цвет стен

0 - 10

70 - 80

Не регламентируются

Контрастная

ЛБ

Стены

510 - 570

30 - 65

45 - 70

Пол

550 - 610

20 - 55

20 - 40

7. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА УНИВЕРСАМОВ

В помещениях универсамов выполняется зрительная работа, связанная с различением цветных объектов без контроля цвета при освещенности 300 лк и более.

Степень напряжения зрительной и нервной системы - высокая, умеренная и слабая. Для покупателей зрительная задача заключается в различении объектов при нефиксированной линии зрения и обзоре окружающего пространства. Для сотрудников универсама в большинстве случаев направление линии зрения фиксировано - залы подготовки товаров к продаже, работа кассиров. Основные поверхности торгового зала универсама рекомендуется окрашивать в ахроматические цвета или цвета с очень малой насыщенностью. Такая нейтральная окраска увеличивает коэффициент использования осветительной установки, обеспечивает равномернее распределение яркости и насыщенности помещения светом, служит благоприятным фоном для разнообразных по цвету, форме и фактуре товаров, зрительно увеличивает пространство зала.

Для избежания монотонности в цветовом решении рекомендуется вводить акцентные цвета. Так, торговое оборудование, близкое по цвету к полу и стенам, рекомендуется отделывать цветной полосой, проходящей по низу или по верху оборудования. Количество цвета полосы рекомендуется большим. Например, белое оборудование зрительно отделяется от светло-серых стен и темно-серого пола полосой ярко-оранжевого, красного или какого-либо другого насыщенного цвета. Причем назначение такой полосы не только декоративно-эстетическое, но и функциональное: четко вырисовывая ряды в зале, она помогает направлять потоки покупателей. Цвет этих полос должен гармонировать с цветом основных поверхностей помещения. Отдельные предметы оборудования также могут быть оформлены в акцентные цвета, например кассовые кабины, отдельные холодильные шкафы и т.д. Большой цветовой контраст объектов со стенами и полом делает их более заметными и облегчает ориентацию покупателей.

Разрабатывая общее цветовое решение, необходимо учитывать систему зрительных коммуникаций, включающую рекламно-информационные вывески, указатели, табло, ценники и т.п. Система зрительной коммуникации выполняет как функции рекламы и информации, так и декоративного элемента интерьера, придает ему выразительность, подчеркивает специфику, вносит светоцветовые акценты. Средства зрительной информации должны быть согласованы с архитектурно-функциональным построением предметно-пространственной среды, включая размещение торгового оборудования.

В 1977 г. производственным комбинатом «Росторгреклама» разработана «Единая номенклатура торговой рекламы», которой рекомендуется пользоваться при проектировании универсама.

Для местного освещения продуктов рекомендуется использовать люминесцентные лампы:

Мясные продукты, птица, молоко гастрономия, кондитерские изделия..........................................................................................................

ЛЕ, ЛБЦТ

Рыба.............................................................................................

ЛД

Хлеб, вино, бакалея....................................................................

ЛБ

Ориентация светопроемов по сторонам горизонта, а также светоклиматические особенности района при проектировании торговых залов не учитываются. Рекомендуемые параметры цветовой отделки универсамов приведены в табл. 17.

Таблица 17

Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров универсамов и типы источников света

Помещение

Поверхность

Цветовой тон ?, нм

Количество цвета Q, пороги

Коэффициент отражения ?, %

Контраст с фоном по цветности ?Кц, пороги

Контраст с фоном по светлоте ?В, пороги

Тип цветовой гармонии

Тип источников света

север

восток, запад

юг

Торговый зал

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

0 - 40

10 - 30

Нюансная

ЛБ

Стены

480 - 590

0 - 10

65 - 80

Пол

480 - 590

0 - 40

20 - 30

Оборудование

Ахроматический или 480 - 550

0 - 10*

40 - 70

Районы севернее 60° с.ш.

Помещение для подготовки товаров к продаже

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

10 - 20

10 - 30

Нюансная

ЛБ

Стены

560 - 585

500 - 590

480 - 595

0 - 10

50 - 70

Пол

540 - 600

520 - 600

520 - 600

0 - 20

20 - 30

Районы южнее 60° с.ш., севернее 45° с.ш.

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

10 - 30

10 - 30

Нюансная

ЛБ

Стены

540 - 585

500 - 570

480 - 570

0 - 15

50 - 70

Пол

500 - 600

480 - 600

480 - 600

10 - 20

20 - 30

Районы южнее 45° с.ш.

Потолок

Ахроматический

0

70 - 80

10 - 30

10 - 30

Нюансная

ЛБ

Стены

500 - 585

480 - 570

460 - 570

0 - 20

50 - 70

Пол

500 - 600

480 - 600

480 - 600

10 - 30

20 - 30

______________

* На оборудовании необходимо предусмотреть цветовые акценты - яркие цветные полосы и т.д. (количество цвета ? Б1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ

В основе системы нормируемых параметров цвета лежат характеристики ощущения цвета. Характеристики ощущения определяются при помощи колориметрических параметров цвета, которые вычисляются на основе приборных замеров.

Для цветовых расчетов используются два способа представления колориметрических параметров в стандартной колориметрической системе МКО.

Первый способ

Координаты цветности х, у, z - отношение каждой из трех координат цвета к их сумме (координаты цвета - количества трех основных цветов, необходимых для получения колориметрического равенства с измеряемым цветом).

Коэффициент отражения ? - отношение отраженного светового потока к падающему потоку выражается в процентах.

Второй способ

Доминирующая длина волны ? - длина волны монохроматического излучения, которое при сложении в определенных пропорциях со стандартным ахроматическим излучением дает цветовое равенство с рассматриваемым излучением, оценивается по диаграмме цветности х, у (рис. 2) и выражается в нанометрах (нм).

Чистота цвета Р - степень приближения рассматриваемого цвета к цвету монохроматического излучения, оценивается по диаграмме цветности ху (рис. 2) и выражается в долях единицы или в процентах.

Яркость L - выражается в канделах на квадратный метр (кд/м2) и для поверхностей с рассеянным отражением определяется по формуле

(1)

где L - яркость поверхности, кд/м2; Е - освещенность поверхности, лк; ? - коэффициент отражения, %.

Характеристики ощущения цвета - цветовой тон, насыщенность, светлота и основанные на них нормируемые параметры - количество цвета и цветовой контраст определяются в равноконтрастной системе цветовых ощущений.

Цветовой тон - характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: синий, зеленый, желтый, красный, пурпурный и т.д., приближенно соответствует колориметрическому понятию «доминирующая длина волны» и выражается в нанометрах (нм).

Цветовой тон определяют по равноконтрастной диаграмме (рис. 3), проводя линию постоянного цветового тона - прямую линию из точки С* через точку заданной цветности до пересечения с линией монохроматических излучений. На условном цветовом круге (рис. 4) приведены наименования цветов (соответствующие этим наименованиям номера) и их границы по X.

______________

*Стандартный источник белого цвета С воспроизводит усредненную характеристику излучения дневного естественного света; координаты цветности источника С: х = 0,310; y = 0,316.

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 2. Диаграмма цветности х, у (МКО 1931)

Насыщенность цвета Н - характеристика зрительного ощущения, служащая для оценки отличия цветного объекта с ? = 4° от ахроматического объекта той же светлоты на ахроматическом фоне, оценивается числом порогов цветоразличения от точки С по равноконтрастной диаграмме цветности (рис. 3) до точки заданной цветности.

Концентрические окружности на условном цветовом круге (рис. 4) разделяют цвета по насыщенности: центральный круг - малые насыщенности (N1 - 16), средняя кольцевая зона - средние насыщенности (N16 - 30), большая кольцевая зона - большие насыщенности (N31 - 40). Градации насыщенности приняты по группам (табл. 18). Значения насыщенности цвета поверхностей с угловым размером ? = 4°, окрашенных в цвета выкрасок из «Альбома колеров», представлены в прил. 3.

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 3. Равноконтрастная диаграмма цветности; 1 мм = 3,2 порога

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 4. Условный цветовой круг; 1 мм = 2,3 порога

Примечание. Порог цветоразличения - наименьшее цветовое различение, впервые замеченное человеком в определенных условиях наблюдения.

Способы определения насыщенности цвета образца

1. При известных координатах цветности образца х, у насыщенность цвета его Н определяется расстоянием (в порогах) на равноконтрастной диаграмме (рис. 3) между точкой С и точкой заданной цветности х, у.

Таблица 18

Градации насыщенности, количества цвета и цветового контраста

Величина параметра, пороги

Группа

Св. 0 до 10 (вкл.)

М1

» 10 до 21 »

Малая

М2

» 21 до 32 »

М3

Св. 32 до 43 (вкл.)

С1

» 43 до 54 »

Средняя

С2

» 54 до 65 »

С3

Св. 65 до 76 (вкл.)

Б1

» 76 до 87 »

Большая

Б2

» 88 и более

Б3

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 5. Зависимость насыщенности цвета объекта от чистоты цвета

2. При известных чистоте цвета Р и цветовом тоне ? образца насыщенность цвета его Н определяется по графику (рис. 5).

3. При наличии аттестованных по насыщенности цвета образцов насыщенность цвета любого образца определяется путем визуального сопоставления с аттестованными образцами на ахроматическом фоне с коэффициентом отражения ?ф = 20 - 40 % при естественном освещении в помещении, ориентированном на север или восток. Размеры сравниваемых образцов 50?50 мм.

Светлота В - уровень зрительного ощущения, производимого яркостью в зависимости от условий наблюдения, оценивается числом порогов от точки черного цвета.

Цветовой контраст ?Е - мера различения цветов по их цветовому тону, насыщенности и светлоте - выражается в порогах цветоразличения.

Количество цвета Q - характеристика зрительного ощущения, определяющая воспринимаемую насыщенность цвета объекта и зависящая от соотношения цветностей, яркостей и угловых размеров объекта и фона. Количество цвета определяется числом порогов цветоразличения. Градации насыщенности, количества цвета и цветового контраста приняты в соответствии с группами (табл. 18).

Угловой размер элемента интерьера ? определяется по телесному углу, опирающемуся на поверхность, ограниченную видимыми габаритными размерами объекта наблюдения. Для расчета углового размера поверхности элементы интерьера различной формы сводятся к эквивалентному по площади квадрату. В случае сложной конфигурации выделяется несколько элементарных форм. При этом допускается, что линия зрения в любом случае перпендикулярна рассматриваемой поверхности. Угловой размер квадрата определяется по формуле

(2)

где а - сторона эквивалентного квадрата; l - расстояние до центра рассматриваемого элемента от глаза наблюдателя.

Угловой размер окружающего фона определяется разностью между угловым размером поверхности фона и угловым размером объекта.

Объект различения - рассматриваемый предмет, отдельная его часть или дефект, которые требуется различать в процессе работы.

Фон - поверхность, на которой рассматривается объект различения в процессе работы или любой другой предмет.

Рабочая поверхность - поверхность, на которой производится работа и на которой нормируется освещенность.

Центральная зона поля зрения - включает объект различения, фон и рабочую поверхность.

Периферическая зона - совокупность поверхностей, окружающих рабочую поверхность (пол, стены, соседнее оборудование и т.д.).

Гармоничнымназывают сочетание цветов, вызывающих положительную психоэстетическую оценку. Цветовая гармония зависит от цвета фона, фактуры материала, предметного содержания цвета. Гармоничные сочетания цветов по типу принято делить на нюансные и контрастные.

Нюансные гармоничные сочетания составляются из цветов, находящихся в малом цветовом контрасте (M1, М2, М3) или в среднем (C1, С2).

Контрастные гармоничные сочетания составляются из цветов, находящихся в среднем цветовом контрасте (С3) или в большом (Б1, Б2, Б3).

Уровень требований к гармоничности цветовой отделки может быть:

высоким - достигается гармоничным цветовым решением интерьера при выполнении высоких требований к цветопередаче источников света (Ra ? 85);

средним - достигается гармоничным цветовым решением интерьера, спроектированным с учетом цветопередачи источников света (Rа = 50 - 85);

низким - достигается гармоничным цветовым решением, спроектированным с учетом цветопередачи источников света (Ra = 30 - 50).

Общий индекс цветопередачи Ra - мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света, при определенных условиях наблюдения. Общий индекс цветопередачи относится к группе различных по цвету объектов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЦВЕТА И ЦВЕТОВОГО КОНТРАСТА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ НАБЛЮДЕНИЯ

Способы определения параметра «количество цвета»

Для определения количества цвета объекта должны быть известны: насыщенность цвета и цветовой тон объекта (H0, ?0) и фона (Нф, ?ф), угловой размер объекта (?), отношение коэффициентов отражения объекта и фона (?0/?ф) или яркостей объекта и фона (L0/Lф). Данные характеристики получают на основании приборных замеров, расчетов, графиков или визуальных сопоставлений, используя способы определения цветовых параметров, изложенные в прил. 1.

Учет влияния ?0/?ф или L0/Lф на насыщенность цвета осуществляется умножением величины насыщенности соответственно объекта или фона на коэффициент п, найденный по графику (рис. 6) по известным ?0/?ф или L0/Lф.

Ахроматический объект. Количество цвета, индуктируемого на ахроматическом объекте различных угловых размеров цветным фоном, определяется по графику (рис. 7), в котором Нф берется с учетом влияния L0/Lф. Ахроматический объект на цветном фоне окрашивается в цветовой тон, контрастный фону.

Цветной объект. По известным значениям цветового тона объекта ?0 и фона ?ф первоначально определяется контраст по цветовому тону между объектом и фоном ??, являющийся различием в градусах между линиями постоянного цветового тона на равноконтрастной диаграмме цветности (см. рис. 3). Количество цвета цветного объекта определяется по номограмме (рис. 8) по параметрам: насыщенности цвета объекта Н0 и фона Нф, угловому размеру объекта ?0 и контрасту по цветовому тону ??. Значения Н0 и Нф берутся с учетом влияния L0/Lф. Пример нахождения Q по данной номограмме (для условий: Н0 = 10 порогам, Нф = 15 порогам, ?0 = 8°, ?? = 110°, L0/Lф = 1) приведен на рис. 8. Последовательность действий показана стрелками.

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 6. Зависимость коэффициента п от отношения яркостей или коэффициентов отражения объекта и фона для определения количества цвета объекта

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 7. Зависимость количества цвета, индуктируемого на ахроматическом объекте, от насыщенности фона

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 8. Номограмма для определения количества цвета цветного объекта на цветном фоне

Способы определения параметра «цветовой контраст»

Цветовой контраст вычисляется по формуле

(3)

где ?Е - цветовой контраст, пороги; ?Кц - контраст по цветности, пороги;?В - контраст по светлоте, пороги.

Для определения цветового контраста между объектом и фоном ?Е должны быть известны цветовой тон и количество цвета объекта ?0, Q0, цветовой тон и насыщенность цвета фона ?ф, Нф, коэффициенты отражения объекта ?0 и фона ?ф. Данные характеристики получают на основании приборных замеров, расчетов, графиков или визуальных сопоставлений, используя способы определения цветовых параметров прил. 1 и 2.

Определение контраста по цветности ?Кц. Для определения контраста по цветности по известным ?0, Q0; ?ф, Нф на равноконтрастной диаграмме (рис. 3) находят положение соответствующих точек. Для этого по линии постоянного цветового тона объекта ?0 откладывают от точки С отрезок, соответствующий значению количества цвета объекта Q0 в порогах, а по линии постоянного цветового тона фона - ?ф от точки С откладывают отрезок, соответствующий значению насыщенности цвета фона Нф в порогах (с учетом масштаба равноконтрастной диаграммы). Контраст по цветности определяется расстоянием между полученными точками равноконтрастной диаграммы в порогах.

Определение контраста по светлоте ?В. Контраст по светлоте ?В определяется по известным коэффициентам отражения объекта и фона по графику (рис. 9).

Способ учета изменений цвета при моделировании

Восприятие цвета колерной карты на ахроматическом фоне отличается от равного по колориметрическим параметрам цвета, представленного в виде перспективной развертки стен помещения, а также от равного цвета стен макета помещения или реального помещения.

В процессе проектирования цветовой отделки архитектор выполняет предметно-пространственную модель цветового решения, как правило, на двух уровнях: или с помощью набора колерных карт, или с помощью эскиза. При проектировании цветовой отделки помещений, у которых стены являются преобладающими поверхностями в поле зрения (холлы, фойе, вестибюли, спортивные залы и т.д.), для учета изменения цвета стен по отношению к цвету выбранной колерной карты достаточно воспользоваться уравнением (4):

(4)

где Нн.к - насыщенность цвета колерной карты с рекомендуемым цветом для окраски, пороги; Qстен - регламентируемое количество цвета стен помещения, пороги.

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 9. Зависимость контраста по светлоте от коэффициентов отражения объекта ?0 и фона ?ф

Более сложная задача решается для помещений, в которых дополнительно при создании цветовой схемы нужно учитывать восприятие разнообразного оборудования на фоне стен (школьные помещения, мастерские, аналитические лаборатории, помещения ЭВМ и т.д.). В этом случае изготавливается эскиз в определенном масштабе и учитывается изменение восприятия цвета стен на эскизе в зависимости от размера эскиза по отношению к колерной карте. Учет осуществляется с помощью семейства прямых, построенных для разных линейных размеров эскиза (рис. 10).

Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий

Рис. 10. Учет изменения цвета при переходе от колерной карты к эскизу

Последовательность действий для получения цвета, в который следует окрасить изображение стен на эскизе, такова: нужно отложить на оси ординат регламентируемое значение Qстен, провести горизонтальную линию для пересечения с соответствующей размеру эскиза линией графика и опустить перпендикуляр на ось абсцисс. Точка пересечения с осью абсцисс характеризует искомую насыщенность цвета.

Дальнейший подбор цвета оборудования следует проводить на откорректированном по насыщенности фоне (цвет стен). На конечном этапе представления проекта цветового решения интерьера в виде набора колерных карт следует сделать поправку к цвету стен по формуле (4) на основе регламентируемого значения Qстен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КООРДИНАТЫ ЦВЕТНОСТИ, КОЭФФИЦИЕНТ ОТРАЖЕНИЯ, ЦВЕТОВОЙ ТОН И НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА ОБРАЗЦОВ ИЗ «АЛЬБОМА КОЛЕРОВ»

Таблица 19

Номер образца по «Альбому колеров»

Координаты цветности

Коэффициент отражения ?, %

Цветовой тон ?, нм

Насыщенность цвета, H

x

y

пороги

группа по табл. 18

1

0,389

0,418

69,7

575

38

С1

2

0,386

0,411

71,4

575

37

С1

3

0,368

0,391

71,7

571

35

С1

4

0,393

0,419

63,8

577

40

С1

5

0,378

0,400

68,1

576

28

M3

6

0,339

0,354

78,1

574

10

M1

7

0,392

0,408

52,2

578

26

M3

8

0,383

0,414

63,4

574

30

M3

9

0,352

0,369

66,2

574

15

M2

10

0,401

0,405

61,3

579

35

С1

11

0,394

0,411

68,4

578

34

С1

12

0,368

0,385

67,0

578

24

M3

13

0,412

0,394

54,9

583

43

С1

14

0,390

0,387

66,9

581

29

M3

15

0,361

0,374

70,6

577

19

М2

16

0,418

0,380

46,8

588

37

С1

17

0,400

0,378

52,4

587

29

M3

18

0,387

0,375

58,9

583

27

M3

19

0,379

0,369

60,1

583

26

M3

20

0,362

0,357

65,4

582

19

М2

21

0,348

0,348

71,7

581

15

М2

22

0,407

0,386

48,6

584

35

С1

23

0,404

0,393

57,4

581

36

С1

24

0,401

0,394

55,2

581

29

M3

25

0,400

0,400

58,7

580

35

С1

26

0,399

0,394

56,9

581

24

С1

27

0,394

0,378

50,3

584

30

M3

28

0,385

0,372

57,1

584

24

M3

29

0,368

0,357

60,4

586

22

M3

30

0,394

0,373

44,4

585

29

M3

31

0,393

0,386

48,0

581

29

M3

32

0,373

0,371

47,2

580

21

М2

33

0,344

0,326

13,9

599

12

М2

34

0,347

0,333

22,6

592

11

М2

35

0,339

0,335

38,4

586

9

M1

36

0,339

0,333

49,0

588

11

М2

37

0,439

0,363

38,6

596

52

С2

38

0,444

0,365

37,4

595

42

С1

39

0,380

0,354

59,0

590

29

M3

40

0,336

0,338

72,0

583

8

M1

41

0,418

0,337

21,8

609

39

С1

42

0,400

0,345

26,4

599

28

M3

43

0,386

0,343

36,8

598

24

M3

44

0,368

0,341

46,0

596

18

М2

45

0,399

0,339

37,0

605

36

С1

46

0,391

0,346

48,1

597

25

M3

47

0,374

0,346

53,8

591

22

M3

48

0,370

0,344

54,8

593

19

М2

49

0,430

0,399

20,9

608

49

С2

50

0,442

0,333

23,9

610

57

C3

51

0,433

0,335

33,1

610

52

C3

52

0,405

0,336

39,6

607

40

С1

53

0,373

0,340

55,0

597

20

М2

54

0,360

0,336

60,0

596

15

М2

55

0,409

0,318

18,8

608

42

С1

56

0,395

0,326

27,6

615

29

M3

57

0,379

0,327

37,7

610

25

M3

58

0,395

0,328

43,0

607

21

М2

59

0,348

0,329

59,0

600

15

М2

60

0,374

0,311

26,6

700

26

M3

61

0,366

0,322

44,7

615

24

M3

62

0,353

0,322

52,4

614

19

М2

63

0,368

0,328

38,3

609

20

М2

64

0,360

0,330

43,3

605

20

M3

65

0,346

0,341

62,0

585

12

М2

66

0,304

0,311

7,61

448

1

M1

67

0,302

0,310

21,4

448

2

M1

68

0,311

0,320

43,3

562

1

M1

69

0,311

0,320

60,4

687

2

M1

70

0,310

0,296

11,7

545

5

M1

71

0,307

0,297

28,3

550

1

M1

72

0,312

0,313

50,7

514

2

M1

73

0,315

0,319

73,1

580

2

M1

74

0,297

0,262

15,8

554

19

M2

75

0,302

0,273

17,1

555

13

M2

76

0,293

0,273

26,5

410

14

M2

77

0,301

0,289

39,3

559

10

M1

78

0,315

0,300

48,7

516

8

M1

79

0,318

0,309

56,0

502

5

M1

80

0,347

0,289

13,3

502

20

M2

81

0,345

0,281

25,5

503,5

23

M3

82

0,365

0,306

30,0

493

21

M2

83

0,358

0,303

29,4

495

20

M2

84

0,346

0,307

39,4

495

16

M2

85

0,335

0,320

54,3

489

9

M1

86

0,291

0,298

14,2

440

5

M1

87

0,303

0,312

33,3

450

2

M1

88

0,310

0,319

54,5

545

4

M1

89

0,297

0,309

50,4

454

5

M1

90

0,298

0,313

64,5

480

5

M1

91

0,311

0,320

61,9

576

1

M1

92

0,255

0,285

15,7

463

26

М3

93

0,271

0,297

29,6

481

16

M2

94

0,289

0,314

43,1

484

9

M1

95

0,308

0,321

63,6

515

2

M1

96

0,317

0,330

71,2

562

2

M1

97

0,228

0,258

19,4

460

38

C1

98

0,244

0,275

36,0

459

26

M3

99

0,270

0,306

46,4

482

15

M2

!00

0,294

0,315

64,0

487

5

M1

101

0,249

0,297

27,6

480

24

M3

102

0,272

0,307

44,8

482

14

M2

103

0,292

0,316

56,7

489

6

M1

104

0,312

0,328

72,7

565

2

M1

105

0,255

0,307

25,9

486

22

M3

106

0,278

0,322

41,6

493

14

M2

107

0,292

0,328

49,4

498

8

M1

108

0,318

0,346

18,2

555

9

M1

109

0,318

0,346

28,3

555

9

M1

110

0,331

0,352

48,9

574

11

M2

111

0,306

0,340

46,6

562

7

M1

112

0,314

0,337

54,8

564

6

M1

113

0,316

0,330

75,6

570

3

M1

114

0,316

0,371

37,2

550

15

M2

115

0,316

0,357

40,9

563

10

M1

116

0,315

0,345

57,2

554

7

M1

117

0,350

0,390

42,6

571

20

M2

118

0,345

0,382

53,3

570

13

M2

119

0,339

0,360

68,5

573

11

M2

120

0,335

0,356

43,1

572,5

9

M1

121

0,330

0,346

52,7

573,5

8

M1

122

0,329

0,340

57,6

576

8

M1

123

0,356

0,377

30,0

576

18

M2

124

0,363

0,373

37,5

578,5

19

M2

125

0,374

0,384

43,1

578,5

22

M3

126

0,369

0,380

49,4

578

21

M2

127

0,330

0,342

31,0

576

8

M1

128

0,340

0,349

48,4

579

9

M1

129

0,352

0,360

56,1

580

14

M2

130

0,343

0,343

55,9

580

11

M2

Примечание. Цветовой тон и насыщенность цвета определены по равноконтрастной диаграмме цветности (рис. 3) относительно источника С.

СТРУКТУРА IV ЧАСТИ СНиП «СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА»

Шифр глав

Наименование глав

Приложения к главам

IV-1

Система сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве

-

IV-2

Правила разработки и применения элементных сметных норм на строительные конструкции и работы

Сборники элементных сметных норм на строительные конструкции и работы

IV-3

Правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин

Сборник норм для определения сменной стоимости эксплуатации строительных машин

Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин

IV-4

Правила определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сметных цен на перевозки грузов для строительства

Сборники средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции

Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства

IV-5

Правила разработки единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы

Указания по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы

Сборники единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы

IV-6

Правила разработки расценок на монтаж оборудования

Указания по применению расценок на монтаж оборудования

Сборники расценок на монтаж оборудования

IV-7

Правила определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ о зимнее время

Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время

IV-8

Правила разработки и применения норм накладных расходов и плановых накоплений в строительстве

-

IV-9

Правила разработки и применения сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений

Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений

IV-10

Правила определения прочих затрат, включаемых в сметы на строительство

-

IV-11

Правила определения сметной стоимости оборудования

-

IV-12

Правила разработки и применения сметных норм затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий

-

IV-13

Правила разработки и применения сметных норм затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий

Сборники сметных норм затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий

IV-14

Правила разработки и применения укрупненных сметных норм и расценок

Сборники укрупненных сметных норм, укрупненных расценок, укрупненных показателей стоимости строительства межотраслевого назначения

IV-15

Правила разработки и применения прейскурантов на строительство зданий и сооружений

Прейскуранты на строительство зданий и сооружений межотраслевого назначения

IV-16

Правила определения сметной стоимости строительства

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 3

2. Классификация помещений общественных зданий по характеру выполняемой работы.. 8

3. Методика разработки проекта цветовой отделки интерьеров общественных зданий. 12

4. Цветовая отделка интерьеров общеобразовательных школ. 15

5. Цветовая отделка интерьеров административных зданий. 16

6. Цветовая отделка интерьеров домов отдыха для семейных с детьми. 16

7. Цветовая отделка универсамов. 22

Приложение 1. Основные понятия и терминология. 24

Приложение 2. Способы определения количества цвета и цветового контраста в разных условиях наблюдения. 28

Приложение 3. Координаты цветности, коэффициент отражения, цветовой тон и насыщенность цвета образцов из «альбома колеров». 32




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика