doc_act

Технологическая карта Сооружение транспортно-дренажной штольни при строительстве горных тоннелей

Реклама

  Скачать документ



Технологическая карта  Сооружение транспортно-дренажной штольни при строительстве горных тоннелей

СООРУЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ДРЕНАЖНОЙ
ШТОЛЬНИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГОРНЫХ ТОННЕЛЕЙ



Реклама

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

При сооружении железнодорожных тоннелей Байкало-Амурской магистрали для уточнения действительной геологии на трассе осуществляется проходка опережающих штольневых выработок.

Штольни сооружаются между основными тоннелями при раздвижке осей заложения трасс, а также и сбоку трасс тоннелей.

Кроме разведочных целей для уточнения геологии, штольни используются для устройства дренажа, для выдачи разрабатываемых грунтов в забоях тоннелей и вентиляции.

Штольни могут быть вспомогательными (на период сооружения тоннелей) с временным креплением или оставаться на длительный срок с устройством постоянной обделки.

Технологическая карта на сооружение транспортно-дренажной штольни составлена на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации строительства.



Реклама

Технологическая карта должна быть привязана к местным условиям.

Карта составлена на производство работ по проходке штольни без устройства разминовочных пунктов.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

До начала проходки штольни должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

осуществлена от портала врезка штольни с закреплением окружающего грунта путем омоноличивания либо путем срезки его под углом естественного откоса;

спланирована площадка у портала с созданием подъездных дорог и мест отвала грунта;



Реклама

уложены трубопроводы для сжатого воздуха, воды, устроена вентиляция от смонтированных агрегатов, подведены силовые и осветительные кабели.

Технологическая карта составлена на основе опыта сооружения штольни на Байкальском тоннеле в устойчивых крепких породах IX категории прочности (гранитах и гнейсах) буровзрывным способом (рис. 1).

Проходка штольни рассчитана на цикличную организацию работ.

Цикл работ включает следующие операции:

- бурение шпуров забоя и шпуров под анкера самоходной бурильной установкой СБУ-2К;



Реклама

- крепление кровли анкерами с навеской защитной сетки;

- прочистку, продувку шпуров;

- заряжание шпуров;

- взрывание, проветривание;

- уборку грунта с оборкой забоя и погрузкой грунта породопогрузочной машиной ППМ-4Э в большегрузные вагоны ВПК-10;



Реклама

- откатку груженых породой большегрузных вагонов ВПК-10 к порталу и перегрузку породы в автосамосвалы;

- наращивание откаточных путей рельсами Р33.

Для разрушения грунта забоя самоходной бурильной установкой СБУ-2К пробуривается 58 шпуров: из них врубовые - глубиной 2,4 м, а остальные (отбойные и контурные) - глубиной 2,2 м (рис. 2).

При буровзрывных работах применяется метод гладкого взрывания. Взрывание осуществляется электрическим способом детонаторами короткозамедленного действия.

Взрывчатым материалом служит аммонит марки 6ЖВ. Взрывание осуществляется электродетонаторами пяти степеней замедления от машинки КПМ-1.



Реклама

Проветривание забоя осуществляется нагнетанием свежего воздуха в забой вентилятором ПР-1 с реверсивным устройством для отсоса газов в течение 30 минут после взрывания.

По окончании проветривания забоя и проверки наличия отказов после взрывания выполняют оборку отслоившегося грунта, подготовляют забой для безопасного производства последующих работ.

Технологическая карта  Сооружение транспортно-дренажной штольни при строительстве горных тоннелей

Рис. 1. Схема организации работ по проходке транспортно-дренажной штольни:

1 - породопогрузочная машина ППМ-4Э; 2 - вагон ВПК-10; 3 - электровоз 14КР; 4 - самоходная бурильная установка СБУ-2К; 5 - вентиляционная труба; 6 - железобетонный анкер



Реклама

Технологическая карта  Сооружение транспортно-дренажной штольни при строительстве горных тоннелей

Наименование шпуров

Число шпуров

Длина, м

Номер шпура

Номер серии

Количество ВВ на 1 шпур, кг

Всего ВВ, кг

Врубовые

8

2,4

1 - 8

I

1,8

14,4

Вспомогательные

7

2,2

9 - 15

II

1,4

9,8

Отбойные

13

2,2

16 - 28

III

1,4

18,2

Контурные

22

2,2

29 - 50

IV

1,0

22

Подошвенные

8

2,2

51 - 58

V

1,8

14,4

Итого:

58

78,8

Рис. 2. Паспорт буровзрывных работ

В случае обнаружения отказов принимаются меры к их ликвидации в соответствии с требованиями действующих «Единых правил безопасности при взрывных работах».



Реклама

Шпуры под анкера бурятся установкой СБУ-2К одновременно со шпурами забоя.

Погрузку взорванного грунта в забое производят породопогрузочной машиной ППМ-4Э в большегрузные вагоны ВПК-10 (вместимостью 10 м3).

Одновременно под погрузку подаются два большегрузных вагона.

Породопогрузочная машина загружает грунт в оба вагона с использованием одного вагона вначале как перегрузочного. Перегрузка грунта осуществляется донным скребковым транспортером.

Груженые вагоны электровозом 14КР доставляются к порталу, где грунт перегружается в автосамосвалы для вывозки в отвал. С разминовочного участка уложенного пути порожние вагоны подаются электровозом в забой.

Разработанный грунт одной заходки размещается в 6 - 7 вагонах ВПК-10.

Установка временного крепления разработанной части забоя осуществляется с передвижных подмостей согласно паспорту крепления штольни (рис. 3).

Технологическая карта  Сооружение транспортно-дренажной штольни при строительстве горных тоннелей

Рис. 3. Паспорт крепления штольни:

а - поперечное сечение; б - железобетонный анкер; 1 - железобетонный анкер; 2 - защитная металлическая сетка; 3 - вентиляционная труба; 4 - штанга диаметром 28 мм; 5 - цементно-песчаный раствор; 6 - шайба диаметром 32 мм

Анкерное крепление представляет собой штангу длиной 1,6 м, изготовленную из арматуры периодического профиля диаметром 28 мм, имеющую на одном конце расплющенную пластину с отверстием и на другом заостренный конец.

Шпуры диаметром 42 мм, пробуренные в своде штольни, заполняются цементно-песчаным раствором, состоящим из глиноземистого цемента марки 500 и песка (1:0,5) с добавкой 6 % хлористого кальция (от веса цемента), вводимого с целью ускорения набора прочности раствора. Шпуры заполняются раствором при помощи ручного гидропресса.

Анкер вводится в шпур, затем для предотвращения вытекания раствора из шпура на конец анкера надевается металлическая шайба.

На анкеры натягивается защитная металлическая сетка и прикрепляется к ним болтами.

По трассе штольни устраиваются разминовочные пункты, исходя из габаритов СБУ-2К и ВПК-10.

Разминовочные пункты сооружаются через 100 м (см. рис. 1) длиной 20 м.

Параллельно с установкой временного крепления штольни наращивается откаточный путь из рельсов Р33 шириной колеи 900 мм.

Техника безопасности

К работам по проходке подземных выработок допускаются лица не моложе 18 лет, только после прохождения ими предварительного медицинского осмотра.

Рабочие комплексных бригад или совмещающие несколько профессий должны пройти инструктаж и обучение по всем видам работ, выполняемых бригадой, и по каждой из совмещаемых профессий.

Рабочие, а также лица технического надзора, занятые на сооружении тоннелей и метрополитенов, должны быть обеспечены исправной спецодеждой и спецобувью, защитными касками, а также другими средствами индивидуальной защиты, которыми они обязаны пользоваться.

После взрыва и проветривания до начала бурения шпуров забой выработки должен быть осмотрен представителем технического надзора и приведен в безопасное состояние путем оборки кровли, лба и боков выработки. Одновременно с этим взрывник должен проверить наличие отказов, и в случае их обнаружения принять меры к их ликвидации в соответствии с требованиями действующих единых правил безопасности при взрывных работах.

Система вентиляции должна монтироваться в соответствии с проектом и обеспечивать реверсирование воздушной струи в течение не более 10 мин. Производительность вентиляционной установки после реверсирования струи должна быть не менее 60 % от нормальной.

Руководитель производства работ обязан немедленно остановить работы, выполняемые с нарушением правил и норм техники безопасности и производственной санитарии, представляющие опасность для здоровья и жизни работающих.

Выполнять подземные работы при отсутствии или недостаточном количестве аварийного запаса материалов, инструмента и инвентаря, противопожарных и других средств защиты запрещается.

Начальник смены и бригадир, закончившие работу, обязаны лично сообщить заступающим начальнику смены и бригадиру сведения о состоянии забоя (наличие и характер горного давления, размеры вывалов, подведение кровли, приток воды, наличие отказов при производстве взрывных работ и др.) с записью этих сведений в горном журнале.

Загромождение рабочих мест в выработках материалами и оборудованием запрещается. Взорванный или отбитый грунт должен немедленно удаляться из забоя выработки. Скопление грунта в забоях выработок запрещается.

Шпуры должны буриться в строгом соответствии с паспортом буровзрывных работ.

Все работы по проходке штольни следует вести в строгом соответствии с требованиями следующей технической литературы:

Правил техники безопасности и производственной санитарии при строительстве метрополитенов и тоннелей (М., Оргтрансстрой, 1975 г.);

СНиП III-А.11-70;

Единых правил безопасности при взрывных работах (Госгортехнадзор, «Недра», 1972 г.);

Технических указаний по применению анкеров в качестве временной крепи выработок транспортных тоннелей (ВСН 126-65, Минтрансстрой);

Типовых инструкций по охране труда для машинистов буровых машин (1970 г.), сигналистов по охране опасных зон при взрывных работах (1973 г.), для взрывников при строительстве метрополитенов, тоннелей и других подземных выработок (1970 г.), откатчика (1972 г.), для машиниста породопогрузочной машины (1972 г.).

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по проходке штольни производятся круглосуточно в четыре смены, продолжительностью по 6 ч.

Работы по подрядному договору выполняет комплексная бригада проходчиков из четырех звеньев, каждое из которых состоит из 5 проходчиков:

6 разр. - 1 П1

5 » - 1 П2

4 » - 3 П3, П4, П5

Кроме проходчиков забой обслуживают, но не входят в состав бригады, слесари, электрики, маркшейдеры, взрывники.

Проходческий цикл начинается с разметки на забое линий забуривания шпуров. Разметка выполняется самими проходчиками по паспорту буровзрывных работ (см. рис. 2).

Одновременно с разметкой шпуров 2 проходчика П1 и П5, готовят бурильную машину СБУ-2К. Машина находится на расстоянии 50 - 60 м от забоя. Подключают шланги сжатого воздуха к воздушной магистрали, затем перегоняют машину СБУ-2 непосредственно к забою и подключают воду к молоткам. Закончив машинное бурение шпуров, проходчики удаляют бурильную установку от забоя.

Одновременно с обуриванием забоя 3 проходчика П2, П3, П4 устанавливают временное анкерное крепление кровли. Они приготовляют цементно-песчаный раствор и заполняют шпуры с помощью ручного гидропресса, производят установку анкеров, навеску и закрепление защитной сетки на ранее установленные анкера.

По окончании крепления кровли анкерами эти же проходчики занимаются подготовкой забоя к заряжанию (прочисткой и продувкой шпуров забоя).

Для ускорения процесса заряжания шпуров взрывчаткой кроме взрывников работают два проходчика П1 и П3, имеющие «Единую книжку взрывника». Шпуры заряжаются с инвентарных подмостей. При заряжании шпуров используется гидрозабойка.

По окончании проветривания забоя и подачи сигнала отбоя дежурные электрослесари восстанавливают освещение.

После проведенного осмотра выработки начальником смены проходчики П1 и П5 производят оборку забоя с помощью стальных оборников и отбойных молотков с отвала грунта.

Проходчик П2 перемещает породопогрузочную машину в забой и производит погрузку грунта. Проходчик П4 осматривает и подготовляет вагоны ВПК-10 к работе, а проходчик П3, имеющий право на работу с электровозом, осматривает электровоз, после чего подает вагоны электровозом в забой под погрузку. После окончания погрузки грунта проходчик П2 удаляет поропогрузочную машину ППМ-4Э из забоя, а проходчики П1 и П5 наращивают откаточные пути.

Операции на отдельных процессах технологического цикла контролируются в соответствии с требованиями карты операционного контроля качества. Строгое соблюдение требований, изложенных в карте, имеет важное значение для обеспечения темпов работ, заложенных в графике.

График производства работ рассчитай на сооружение 2 м штольни за две смены (за 12 ч), или 4 м в сутки.


IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА ПРОХОДКУ 2 м ТРАНСПОРТНО-ДРЕНАЖНОЙ ШТОЛЬНИ СЕЧЕНИЕМ 17,05 м2 В ГРУНТАХ IX КАТЕГОРИИ ЗА 12 ч

Технологическая карта  Сооружение транспортно-дренажной штольни при строительстве горных тоннелей

Примечание. В числителе указано количество рабочих, в знаменателе - продолжительность операции.


V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА ПРОХОДКУ 1 м ШТОЛЬНИ СЕЧЕНИЕМ 17,05 м2

Шифр норм и расценок

Состав звена

Описание работ

Единица измерения

Объем работ

На единицу измерения

На весь объем

норма времени, чел-ч

расценка, руб.-коп.

затраты труда, чел-ч

сумма заработной платы, руб.-коп.

36-2 - 40, табл. 4, п. 1д

Проходчики:

6 разр. - 1

5 » - 1

Разработка породы буровзрывным способом с бурением шпуров самоходными бурильными установками

м3

17,05

1,15

1-49

19,6

25-40

36-2 - 117, табл. 3, п. 3д. Примечание. K = 0,75

Проходчик 5 разр. - 1

Погрузка породы породопогрузочной машиной ММП-4Э

»

17,05

0,131

0-15,5

2,23

2-64

36-2 - 120, п. 3д

Откатчик 2 разр. - 1

Перегрузка породы из вагонов ВПК-10 в автосамосвалы

»

17,05

0,11

0-09,2

1,88

1-57

36-2 - 41, т. 2, п. 8е;

Проходчик 6 разр. - 1

Бурение шпуров установками СБУ

1 м шпура

8

0,165

0-23,1

1,32

1-85

36-2 - 48, п. 6а

Проходчики:

5 разр. - 1

4 » - 1

Установка железобетонных анкеров

1 анкер

5

0,38

0-42,1

1,90

2-11

36-2 - 48, п. 7

Проходчики:

5 разр. - 1

4 разр. - 1

Установка металлической сетки

1 м2

6

0,24

0-26,6

1,44

1-60

36-2 - 137, п. 1, 3е, K = 1,45

Проходчик 4 разр. - 1

Крепильщик 3 разр. - 1

Укладка и разборка узкоколейного пути из рельсов Р33

1 м пути

1

0,73

0-71

0,73

0-71

36-2 - 122, п. 1д, е. Примечание, K = 1,1

Машинист электровоза 4 разр. - 1

Откатчик 2 разр. - 1

Перемещение породы в вагонах электровозом на расстояние до 500 м

1 м3

17,05

0,20

0-19,1

3,41

3-26

Итого:

32,21

39-14

VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наименование показателей

Единица измерения

По калькуляции А

По графику Б

На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции

Трудоемкость работ на 1 м штольни

чел-ч

32,21

30

-6,9

Средний разряд рабочих

-

5

5,1

+2

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ 1 м ШТОЛЬНИ

А. Основные материалы и конструкции

Наименование

Номер ГОСТа или чертежа

Единица измерения

Количество

Анкер металлический диаметром 28 мм

Чертеж Бамтоннельстроя №

шт.

8

Сетка металлическая плетеная одинарная

ГОСТ 5336-67

кг

5

Глиноземистый цемент М500

ГОСТ 969-66

»

32

Рельсы Р33

ГОСТ 6368-52

»

33,4

Накладки с болтами

ГОСТ 8141-56

шт.

по 4 на звено

Трубы диаметром 100 мм

ГОСТ 8733-74

м

1

Трубы диаметром 50 мм

ГОСТ 8731-74

»

1

Шланги диаметром 21 мм прорезиненные для отбойных молотков и перфораторов

ГОСТ 10362-76

»

по мере проходки

Взрывчатое вещество (аммонит) 6-ЖВ

кг

72,8

Электродетонаторы ЭД-КЗ

шт.

58

Б. Машины, оборудование, инструмент и инвентарь

Наименование

ГОСТ, чертеж

Количество

Электровоз 14-КР

-

1

Самоходная бурильная установка СБУ-2К

-

1

Породопогрузочная машина ППМ-4Э

-

1

Большегрузные вагоны ВПК-10

4

Передвижные подмости

1

Инвентарные подмости

-

1

Перфораторы ПР-30

ГОСТ 10750-73

2

Отбойные молотки МО-8

ГОСТ 22044-76

4

Ручной гидропресс

-

1

Набор гаечных ключей (24?27, 32?36, 40?42)

ГОСТ 5.2293-75

3

Нивелир

ГОСТ 10528-76

1

Рулетка измерительная металлическая

ГОСТ 7502-76

1

Вентилятор ПР-1

ГОСТ 6225-75

1

Взрывная машинка КПМ-1

-

1

VIII. КАРТА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СООРУЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ДРЕНАЖНОЙ ШТОЛЬНИ

Технологическая карта  Сооружение транспортно-дренажной штольни при строительстве горных тоннелей

Схема штольни с указанием предельных отклонений:

1 - шпур; 2 - контур выработки; 3 - проектный контур; 4 - анкер

ОК V-083

№ пп

Контролируемые параметры

Предельные отклонения

1

Перебор грунта, мм

?1 = ± 75

2

Расстояния между анкерами L, %

?2 = ± 10

3

Диаметр шпура, мм

?3 = ± 5

4

Угол наклона шпура, град

?4 = ± 10

Примечания. 1. Глубина врубовых шпуров относительно всех остальных шпуров должна быть больше на 0,2 - 0,3 м.

2. Расстояния между контурными шпурами и профилем выработки должны быть не более 10 см.

3. Шпуры должны быть чистыми, не иметь остатков породы.

4. Тип и вес зарядов, тип и серия электродетонаторов должны соответствовать паспорту БВР.

СНиП III-44-77

1

Основные операции, подлежащие контролю

Бурение шпуров бурильной установкой

Продувка шпуров сжатым воздухом

Заряжание шпуров и взрывание забоя

2

Состав контроля

Расстояние между шпурами, наклон и глубина шпуров

Чистота шпуров

Соответствие паспорту БВР. Тип и вес зарядов, тип и серия электродетонаторов, правильность электрической схемы

3

Метод и средства контроля

Измерительный, рулетка металлическая, шаблон

Визуальный, забойник

Визуальный, измерительный, омметр ЛМ-48, соответствие паспорту

4

Режим и объем контроля

Каждая заходка

Каждый шпур

Каждая заходка

5

Лицо, контролирующее операцию

Начальник смены

Взрывник, начальник смены

6

Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля

Начальник участка. Начальник буровзрывных работ

7

Привлекаемые для контроля подразделения

-

8

Где регистрируются результаты контроля

Журнал горных работ

СОДЕРЖАНИЕ

I. Область применения. 1

II. Указания по технологии производственного процесса. 1

III. Указания по организации труда. 5

IV. График производства работ на проходку 2 м транспортно-дренажной штольни сечением 17,05 м2 в грунтах IX категории за 12 ч. 7

V. Калькуляция затрат труда на проходку 1 м штольни сечением 17,05 м2 8

VI. Основные технико-экономические показатели. 8

VII. Материально-технические ресурсы для сооружения 1 м штольни. 8

VIII. Карта операционного контроля качества сооружения транспортно-дренажной штольни. 9




Реклама: ;


Самые популярные документы раздела



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика